Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Ветка, Беларусь
  • Портрет

    Музей в Ветке был основан благодаря инициативе Фёдора Григорьевича Шклярова, коренного ветковчанина. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.

    Узнать больше

  • История города

    Ветка основана русскими переселенцами в 1683 г. Долгое время была духовным и культурным центром всего старообрядчества, оставаясь символом свободы и вдохновения для многих "единоверцев" на территории России.

    Узнать больше

  • Мы так давно тут живём...

    Древнейшие находки, свидетельствующие о пребывании первобытного человека на Ветковщине, относятся к эпохе палеолита и датируются 100-40 тыс. лет до н. э.

    Узнать больше

  • Обряды

    Праздник летнего солнцеворота, известный всей Европе, у нас называется Купалье. Это ночной обряд, он сохранился в разных вариантах. Пели песни, девушки пускали по воде венки со свечами, молодёжь танцевала, жгли костёр и прыгали через огонь.

    Узнать больше

  • Торговля

    Стеклянные банки для чая, коробки от конфет - упаковка редко сохраняется. По рассказам старожил, в Ветке была тысяча купеческих лавок. Во время же ярмарок из окрсетных деревень приезжали в 2-3 часа ночи, чтобы занять место ближе к центру.

    Узнать больше

  • Вдоль реки

    Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные судна, кто-то сплавлял плоты.

    Узнать больше

  • Кузница

    В Ветке, что славилась своими верфями, издавна ценились мастера-якорники. Самыми известными были Ковалёвы, которые обеспечивали якорями не только речной, но и морской рыбацкий флот.

    Узнать больше

  • Мастерская златокузнеца

    Растительный узор на одеждах святых то тщательно «тчётся» чеканами, гравируется и чернится, воспроизводя старинную парчу, то оборачивается живыми ветками с цветами.

    Узнать больше

  • Окно в прошлое

    Старые ветковские ставни - свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна на нас смотрят молодые предки.

    Узнать больше

  • Мастер цветущих окон

    Украшались прежде всего окна. Кроме этого, резьба располагалась на углах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и подворье в сплошной декоративный ансамбль.

    Узнать больше

  • Огневидные и огнепальные

    Образ огня близок культуре старообрядцев потому, что это символ духовного пылания, просветлённости божественным огнём. Вся живопись Ветки наполнена любовью к пылающей гамме.

    Узнать больше

  • Мастерская иконописца

    Доска покрывалась грунтом - "левкасом". Использовали осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты растирались и размешивались желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах.

    Узнать больше

  • Якоря

    Четырёхлапые якоря, изготовленные вручную, свидетельствовали о высшем профессионализме кузнецов, так как требовали одновременных слаженных действий несколько человек, ударами молотов сваривают раскалённые части якоря вместе.

    Узнать больше

  • Тканый космос

    Коллекция узорного ткачества и вышивки музея уникальна. Этот "генный фонд" нашей культуры обещает дать в будущем национальный по значению "банк данных" архаических знаков и техник белорусского ткачества.

  • Райский сад

    Мотив райского сада стал главным образным моментом, который объединил древнюю символику иконы с натурализмом орнамента барокко. Мастерство резки позолоченных киотов - "садов" на Ветке передавалось от отца к сыну.

  • Ветковская иконопись

    Ветковская икона последовательно вобрала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна и других видов классического изобразительного искусства.

  • Чайная

    От крошечного походного самовара к огромному роскошному в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара.

  • Книжная культура

    Уникальность книжной культуры Ветки в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX века.

Ещё в начале ХХ в. Этнограф Иван Абрамов писал, что дома Ветки украшены резьбой, часто очень красивой. Строители-ветковчане, приходя из городов на зиму, стремились превратить в архитектурное чудо и свой собственный дом. В свою очередь, известно, что многие мотивы архитектурной резьбы брались из украшенных старинных рукописей, "коих у старообрядцев всегда довольно было". Это своеобразие старообрядческого жилища повлияло на складывание "межконфессионального" стиля резного искусства Гомельской области, процветавшего почти до конца XX века. Украшались прежде всего окна. Кроме того, резьба размещалась на углах и карнизах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и двор в цельный декоративный ансамбль.

Народное жилище наиболее долго сохраняло символическое наполнение каждого конструктивного элемента. Дом воспринимался как космос, отражая всю его полноту в разных своих элементах. В этой связи воспринимаются и деревянные украшения: солнечные сияния, громовые стрелы-обереги, ростки и побеги, человекоподобные фигуры, изображения птиц и зверей. В наших местах растительный стиль орнамента соединился с древним геометрическим и зооморфным. Тератология, знакомая по древним книгам, свойственная ткачеству и вышивке, празднует и в деревянной резьбе. Сейчас такие замысловатые узоры воспринимаются как манифестация красоты, но не будем забывать, что слово "космос", в переводе с греческого, значит "красота".

«Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» г. Ветка, Беларусь - Copyright © 2013-2018.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на сайт-источник.