Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Ветка, Беларусь
  • Портрет

    Музей в Ветке был основан благодаря инициативе Фёдора Григорьевича Шклярова, коренного ветковчанина. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.

    Узнать больше

  • История города

    Ветка основана русскими переселенцами в 1683 г. Долгое время была духовным и культурным центром всего старообрядчества, оставаясь символом свободы и вдохновения для многих "единоверцев" на территории России.

    Узнать больше

  • Мы так давно тут живём...

    Древнейшие находки, свидетельствующие о пребывании первобытного человека на Ветковщине, относятся к эпохе палеолита и датируются 100-40 тыс. лет до н. э.

    Узнать больше

  • Обряды

    Праздник летнего солнцеворота, известный всей Европе, у нас называется Купалье. Это ночной обряд, он сохранился в разных вариантах. Пели песни, девушки пускали по воде венки со свечами, молодёжь танцевала, жгли костёр и прыгали через огонь.

    Узнать больше

  • Торговля

    Стеклянные банки для чая, коробки от конфет - упаковка редко сохраняется. По рассказам старожил, в Ветке была тысяча купеческих лавок. Во время же ярмарок из окрсетных деревень приезжали в 2-3 часа ночи, чтобы занять место ближе к центру.

    Узнать больше

  • Вдоль реки

    Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные судна, кто-то сплавлял плоты.

    Узнать больше

  • Кузница

    В Ветке, что славилась своими верфями, издавна ценились мастера-якорники. Самыми известными были Ковалёвы, которые обеспечивали якорями не только речной, но и морской рыбацкий флот.

    Узнать больше

  • Мастерская златокузнеца

    Растительный узор на одеждах святых то тщательно «тчётся» чеканами, гравируется и чернится, воспроизводя старинную парчу, то оборачивается живыми ветками с цветами.

    Узнать больше

  • Окно в прошлое

    Старые ветковские ставни - свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна на нас смотрят молодые предки.

    Узнать больше

  • Мастер цветущих окон

    Украшались прежде всего окна. Кроме этого, резьба располагалась на углах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и подворье в сплошной декоративный ансамбль.

    Узнать больше

  • Огневидные и огнепальные

    Образ огня близок культуре старообрядцев потому, что это символ духовного пылания, просветлённости божественным огнём. Вся живопись Ветки наполнена любовью к пылающей гамме.

    Узнать больше

  • Мастерская иконописца

    Доска покрывалась грунтом - "левкасом". Использовали осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты растирались и размешивались желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах.

    Узнать больше

  • Якоря

    Четырёхлапые якоря, изготовленные вручную, свидетельствовали о высшем профессионализме кузнецов, так как требовали одновременных слаженных действий несколько человек, ударами молотов сваривают раскалённые части якоря вместе.

    Узнать больше

  • Тканый космос

    Коллекция узорного ткачества и вышивки музея уникальна. Этот "генный фонд" нашей культуры обещает дать в будущем национальный по значению "банк данных" архаических знаков и техник белорусского ткачества.

  • Райский сад

    Мотив райского сада стал главным образным моментом, который объединил древнюю символику иконы с натурализмом орнамента барокко. Мастерство резки позолоченных киотов - "садов" на Ветке передавалось от отца к сыну.

  • Ветковская иконопись

    Ветковская икона последовательно вобрала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна и других видов классического изобразительного искусства.

  • Чайная

    От крошечного походного самовара к огромному роскошному в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара.

  • Книжная культура

    Уникальность книжной культуры Ветки в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX века.

Ветка считается крупнейшим старообрядческим центром иконописания первой половины XVIII в. Однако ветковский мастер Григорий Рогаткин писал свою икону "Иоанн Богослов в молчании" ещё и в 1929 г. Экспедиции музея позволили собрать материалы, связанные с иконописцами. Здесь все предметы - настоящие. Правда, это маленький фрагмент когда-то огромной культуры. В знак этого - иконная доска с фрагментом живописи.

"Иоанн Богослов в молчании"

На столе - неоконченная икона "Одигитрия". Это работа Павликова Григория Тимофеевича (1867-1921), иконописца из стародубской слободы Шеломы. Сам он родом из ветковской слободы Марьиной. Ещё одно авторское подписное произведение - икона "София, Вера, Надежда, Любовь". Его написал Симеон Яковлевич Зайцев в 1873 г. "в местечке Ветке". Тема Премудрости-Софии как матери лучших человеческих чувств звучит метафорически и в этом образе святых мучениц II в.

"Одигитрия"

Ростовые иконы святых мужей когда-то находились в больших иконостасах старообрядческих церквей, в большинстве разорённых и закрытых. Три возраста: юноша, средовек и старец - это как бы хозяева мастерской, символ преемственности духовности.

Инструменты, краски - собраны на чердаках. Они свидетельствуют о подлинности традиции, прерванной в пору атеизма. В домах потомков мастеров, а также между страницами старинных книг найдены и бесценные бумажные листки с рисунками-образцами, гравюрами. В общем их называют "прорисями". В нашей коллекции листки XVII - XX вв.

Доска покрывалась грунтом-"левкасом". Применяли осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты (минеральные и органические) растирались и смешивались с желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах. Живопись была многослойной. Сначала наносили тёмный "санкирь" в теневых местах. Потом писали "доличное" - палаты, пейзаж. На Ветке велико влияние новой живописи. "Личное" письмо крыли по санкирю охрой, прокладывали киноварью, "высветляли" в несколько слоёв. Заканчивали белым цветом, что символизировало "облистание" святого Божественным светом. Фон - это тоже "свет". Часто он покрыт листовым золотом. Золото и "творили", превращая его в золотую краску для узоров и бликов-"пробелов".

«Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» г. Ветка, Беларусь - Copyright © 2013-2018.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на сайт-источник.