Ветковская золочёная киотная резьба

вкл. .

Ветковская золочёная резьбаИзготовление резных киотов (от греческого "кивотис" - ящик, ковчег для священного образа) - украшенных шкафчиков или застеклённых полок для икон было распространено в регионе Ветки в конце XVII - начале XX вв. и тесно связано с существовавшим здесь центром иконописания. Мастерство вырезания золочёных киотов-"садов" в Ветке передавалось обычно от отца к сыну. Оно наследовало приёмы и растительные мотивы золочёных иконостасов, украшенных "навылетной белорусской резью", которая распространилась с XVII в. В местных условиях это искусство получило новый толчок к развитию, заново взаимодействуя с белорусскими и украинскими традициями. Старое представление о том, что киот крестьянской избы представляет собой упрощённый тип иконостаса, бытовало у ветковских художников в конце XVII - XVIII вв. Они ассоциировали домовый алтарь и киот с иконостасом барочного типа: объединяли барочную раму, развившуюся в глубокий киот, и каноническую икону. "Мирозданная" икона, представляя "мир иной", помещалась в натуралистичный киот, что вызывало живое ощущение явления образа и обострение восприятия "мира иного". На расстоянии в 40-60 см (расстояние личной молитвы) резной киот занимал всё поле зрения человека.

Ветковская иконописная школа

вкл. .

Ветковская иконописная школаВетковская иконописная школа основана в 1680-х гг. на землях ВКЛ выходцами из Русского государства. С 1695 г., когда был освящён Покровский храм и монастырь, Ветка стала значительным старообрядческим центром. При местных монастырях, скитах, посадах и слободах  интенсивно развивалось иконописание. Традиция была в основном анонимной (восстановлено около 80 имён). Секреты ремесла и рецепты красок часто передавались по наследству. Иконопись исполнялась яичной темперой по левкасу, чаще всего нанесённому поверх "паволоки" - холста, наклеенного на иконную доску. "Знамение" (предварительный рисунок) исполнялось иглой - "графьёй". Колорит сохранял свойственную древней иконописи световую насыщенность.

В народном творчестве краски икон становились всё более яркими - "пылающими". Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков красного - от киновари до глубоких вишнёвых и малиновых тонов и выполнение золотых фонов и полей икон, закрытых листами сусального золота, "двойника" (серебро и золото), серебра под цветным (иногда янтарным) лаком. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, ростки, звёздчатые, крапчатые мотивы.

Ветковская рукописная книга

вкл. .

В конце XVII - XVIII вв. поселение Ветка являлось крупным духовным центром старообрядцев; источником сохранения и развития русской средневековой книгописной традиции в рамках культуры Нового времени. Формируясь на границе Речи Посполитой с Русским государством, ветковская рукописная традиция приобретала самобытные черты в активном взаимодействии культур восточно-славянских народов - русских, белоруссов и украинцев. Как целостное явление она оформилась на территории Беларуси, оказавшись органично вплетённой в историю белорусской культуры. Рукописная книжность Ветки в XVIII в. была связана преимущественно с деятельностью местных старообрядческих монастырей: Покровского, Лаврентьевского, Макарьевского и др. В Ветке и связанном с ней Стародубе сформировался оригинальный художественно-декоративный стиль в оформлении местных рукописных книг. Его становление и развитие прослеживается, прежде всего, по певческим рукописям, которые создавались здесь до конца 1920-х гг.

Ветковская чеканка

вкл. .

Ветковская чеканкаВетковская чеканка, техника художественной обработки металла златокузнецами г. Ветка и окрестностей. Первые сведения о ветковской чеканке, принесённой старообрядцами, относятся к концу XVII в. Ветковские кузнецы ковали многопудовыекорабельные якоря, инструмент для многочисленных артелей строителей, ювелирные золочёные оклады на иконы и книги. Произведения мастеров-златокузнецов назывались "коваными ризами". С XVIII в. упоминаются иконы "все в сребровызолоченных ризах" в 4-ярусном иконостасе в старообрядческом Лаврентьевском монастыре на р. Уза близ Гомеля. На окладах некоторых местных образов сохранились вычеканенные авторские подписи, однако многие произведения с клеймами и подписями были уничтожены. Ныне выявлены имена около 20 мастеров. Большая часть произведений художников по металлу осталась анонимной.

Ветковский стиль чеканки складывался на пересечении средневекового наследия и искусства Нового времени. Барочным мироощущением проникнуты принесённые ветковчанами традиции московского искусства, испытавшего в XVII в. сильное влияние мастеров из Речи Посполитой.

Ветковское шитьё жемчугом и бисером

вкл. .

Ветковское шитьё бисером и жемчугомВетковское шитьё жемчугом и бисером - один из видов искусств старообрядческой культуры Ветковско-Стародубского региона. Возникло в конце XVII - XVIII вв. в поселениях около Ветковского Покровского монастыря, на землях которого образовался центрразвития древних традиций церковного шитья (облачения, оклады на иконы, переплёты книг и др.). Позже искусство шитья и "сажения жемчугом и бисером" перешло в народную культуру посадов и слобод. Существовала также традиция шить оклад на свадебную икону (сохранились произведения XVIII - XX вв.). На последнем этапе существования в нач. XX в. этим видом искусствазанимались местные мастерицы-"келейницы", передававшие своё мастерство девочкам-ученицам.

В основе технологии - византийское по происхождению "шитьё в прикреп". Рисунок наносился на льняную основу на прямоугольных пяльцах вдоль очертаний изображения на иконе, которую предстояло украсить. Надписи, картуши-рамки и весь растительный декор рисовали вручную. Контуры вышивались жемчугом, перламутром или бисером жемчужного цвета. Внутренние плоскости заполнялись локально, нити располагались "по форме", имитируя плавное облегание одежды и подчёркивая детали архитектуры и др. Фон между изобразительными мотивами часто заполняли вертикальными нитями бисера, который также выкладывали по периметру. Как и в других видах изобразительного искуссва Ветки, здесь преобладал растительный стиль (стиль "цветущей ветки - Ветки").

Книжная культура Ветки

вкл. .

"Книгами и иконами
Ветка снабжала весь старообрядческий мир".
Никольский Н.М. История русской церкви.

ЕвангелиеНачало истории Ветки относится ко второй половине XVII в. Тогда в результате религиозного раскола, происшедшего в России в середине столетия, в юго-восточной части современной Беларуси, на территории Речи Посполитой, появилась ветвь старообрядческих поселений, выделившая вскоре из себя и собственно Ветку - центр, имевший Покровский Ветковский монастырь, а в нем единственную по всему православному миру церковь "старого образца".

К 30-м годам XVIII столетия Ветка становится крупным поповским центром в противовес Выговскому беспоповскому. К ней "прислушивались и духовно подчинялись поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика, как и все поповщинские колонии раскола в юго-западной, юго-восточной России".

С момента своего основания (1680-е годы) в силу исторических причин Ветка на долгие годы стала притягательным центром церковной полемики, образования староверов, а ее церкви и монастыри - "школой книжности и письменности".

Сюда, на белорусские земли, со всех концов России на протяжении двух с половиной столетий несли люди свою "духовную пищу", сберегая ее больше своей жизни. Первые сведения о множестве книг у старообрядцев Ветки оставил секретарь королевской комиссии Пётр Полтев, который проводил тут расследование 18 января 1690 г.

Обряды и обычаи Ветковщины

вкл. .

Г.И.Лопатин в экспедицииКультура Ветковского региона Гомельской области Беларуси, её обряды и обычаи, фольклорные тексты и поверья, сохраняя традиционную основу, выделяется особенностями мифологических представлений, обрядовых действий, ритуалов.

Уже в самом начале календарного года, в колядном комплексе, наряду с “козой”, “цыганями” и другими традиционными персонажами, в ветковских деревнях ходят “Василь” и “Малання”. Свои особые ветковские представления проявляются и в последующих фазах земледельческого календаря. Это “Лён” и “Лляница”, “Жыта” и Жытніца”,олицетворяющие антропоморфность культурных растений. Как показывают тексты календарных песень и Коляда, и Весна, и Масленица, в представления носителей традиции существует как живые существа. Вероятно, на этом основываются в наших деревнях исполнители обрядовых песень, когда говорят: “У на песні праз мяжу не ідуць. “Калядныя ў Каляды пяем. Вясной – веснавыя”, а “у кожнай песьні сваё прэдназначэніе, для чаго яна.

Уникального на Ветковщине много. Например, совершаемый в дд. Старое Село, Золотой Рог, Хальч на второй день Пасхи обряд “Ваджэнне сена”. Структурно — это обход участниками обряда с граблями и вилами, на которых кусочки сена, вокруг деревни. Как рассказывают местные жители: “На сена” хадзілі, штоб уражай быў, на сенакосі быў уражай, так эта “карагод”, мы называлі “карагод”. Таким же образом действия участников обряда объясняются и его главной песней: Мы на сена ідом, мы на новая.

Семантика орнамента

вкл. .

Белая птица - невеста 84Поначалу рушники казались нам белыми «тряпочками» с красным орнаментом. Даже когда мы влюбились в неглюбские рушники (село Неглюбка Ветковского района сохранило традиции узорного ткачества до XXI века), мы читали по учебникам, что бывает геометрический, растительный орнамент… Самое большое количество воспринимаемых рушников при этом – семь. Мозг умеет воспринять, не распознавая, это число «неопознанных объектов».

Сегодня мы имеем коллекцию более тысячи тканых узорных рушников. Мы собираем их по принципу: ещё один неизвестный орнаментальный элемент, ещё одна неизвестная композиция узора…

Два противоположных пути, идущих навстречу друг другу, вывели нас на эту снайперскую точность поиска.

Один – сравнение форм «наших» орнаментальных элементов с археологическими материалами, с опубликованными исследованиями о реконструкции возможных значений «культовых символов». Мы совершили открытие для себя: на наших тканях – узоры с возрастом четыре и более тысяч лет!

Посмотрите нашу фотогалерею