Феномены Ветки - Старообрядческая Ветка

Ветковская золочёная киотная резьба

Автор: Александр Костин вкл. .

Ветковская золочёная киотная резьбаИзготовление резных киотов(от греческого «кивотис» – ящик, ковчег для священного образа)– украшенных шкафчиков или застеклённых полок для икон было распространено в регионе Ветки в конце 17 – начале 20 вв. и тесно связано с существовавшим здесь центром иконописания. Мастерство вырезания золочёных киотов-«садов» в Ветке передавалось обычно от отца к сыну. Оно наследовало приёмы и растительные мотивы золочёных иконостасов, украшенных «навылетной белорусской резью», которая распространилась с 17 в. В местных условиях это искусство получило новый толчок к развитию, заново взаимодействуя с белорусскими и украинскими традициями. Старое представление о том, что киот крестьянской избы представляет собой упрощённый тип иконостаса, бытовало у ветковских художников в конце 17–18 вв. Они ассоциировали домовый алтарь и киот с иконостасом барочного типа: объединяли барочную раму, развившуюся в глубокий киот, и каноническую икону. «Мирозданная» икона, представляя «мир иной», помещалась в натуралистичный киот, что вызывало живое ощущение явления образа и обострение восприятия «мира иного». На расстоянии в 40–60 см (расстояние личной молитвы) резной киот занимал всё поле зрения человека.

При приближении живописный образ, будто заключённый в саду-древе, открывался в живом обрамлении и являлся в нём подобно чудотворным иконам, находимым на деревьях. В то же время конструкция киота была рассчитана на взаимодействие со светом свечи или лампады. Глубокая вогнутая рама под резьбой покрывалась полированным золотом и служила «рефлектором», концентрируя свет в сферу, объединяющую молящегося и образ. Соединяя сказочность золота и натуралистические формы мотивов сада, живые стихии земной растительности и небесного огня, киот, очевидно, имел одним из символических прообразов Неопалимую купину.

Ветковская иконописная школа

Автор: Александр Костин вкл. .

Ветковская иконописная школаВетковская иконописная школа основана в 1680-х гг. на землях ВКЛ выходцами из Русского государства. С 1695, когда был освящён Покровский храм и монастырь, Ветка стала значительным старообрядческим центром. При местных монастырях, скитах, посадах и слободах интенсивно развивалось иконописание. Традиция была в основном анонимной (восстановлено около 80 имён). Секреты ремесла и рецепты красокчасто передавались по наследству. Иконопись исполнялась яичной темперой по левкасу, чаще всего нанесённому поверх «паволоки» – холста, наклеенного на иконную доску. «Знамение» (предварительный рисунок) исполнялось иглой - «графьёй». Колорит сохранял свойственную древней иконописи световую насыщенность.

В народном творчестве краски икон становились всё более яркими – «пылающими». Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков красного – от киновари до глубоких вишнёвых и малиновых тонов и выполнение золотых фонов и полей икон, закрытых листами сусального золота, «двойника» (серебро и золото), серебра под цветным (иногда янтарным) лаком. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, ростки, звёздчатые, крапчатые мотивы.

Ветковская рукописная книга

Автор: Леонтьева С.И. вкл. .

Ветковский стиль художественного оформления рукописной книги

В конце 17 — 18 в. поселение Ветка являлось крупным духовным центром старообрядцев; источником сохранения и развития русской средневековой книгописной традиции в рамках культуры Нового времени. Формируясь на границе Речи Посполитой с Русским государством, ветковская рукописная традиция приобретала самобытные черты в активном взаимодействии культур восточно-славянских народов — русских, белоруссов и украинцев. Как целостное явление она оформилась на территории Беларуси, оказавшись органично вплетённой в историю белорусской культуры. Рукописная книжность Ветки в 18 в. была связана преимущественно с деятельностью местных старообрядческих монастырей: Покровского, Лаврентьевского, Макарьевского и др. В Ветке и связанном с ней Стародубе сформировался оригинальный художественно-декоративный стиль в оформлении местных рукописных книг. Его становление и развитие прослеживается, прежде всего, по певческим рукописям, которые создавались здесь до конца 1920-х гг.

К концу 18 в. ярко проявились наиболее характерные черты ветковского стиля: бесконечная вариативность канона; сочетание тенденций барокко, классицизма, модерна; живой ритм; огромное разнообразие растительного орнамента; богатство и живописность колорита, который имеет исторически развивающийся характер. В красочной гамме преобладают тёплые тона красного, терракотового, оранжевого, зелёного, голубого, часто переходящего в бирюзу самых разных оттенков. Цветные и особенно чёрные фоны подчеркивают сияние красок и делают декор ещё более нарядным и радостным. Фоны заставок, инициалов часто имеют дополнительную разделку точечным орнаментом. Живой ритм открытых, разомкнутых форм «произрастающих» декоративных элементов связан и с пластичными формами орнамента белорусских манускриптов, испытавших на себе явственное влияние поэтики Возрождения. Существенность этого процесса для Ветки подтверждается обнаружением здесь даже в 20 – 21 вв. украшенных рукописей 16 – 17 вв. именно белорусского происхождения.

Ветковская чеканка

Автор: Александр Костин вкл. .

Ветковская чеканкаВетковская чеканка, техника художественной обработки металла златокузнецами г. Ветка и окрестностей. Первые сведения о ветковской чеканке, принесённой старообрядцами, относятся к концу 17 в. Ветковские кузнецы ковали многопудовыекорабельные якоря, инструмент для многочисленных артелей строителей, ювелирные золочёные оклады на иконы и книги. Произведения мастеров-златокузнецов назывались «коваными ризами». С 18 в.упоминаются иконы «все в сребровызолоченных ризах» в 4-ярусном иконостасе в старообрядческом Лаврентьевском монастыре на р. Уза близ Гомеля. На окладах некоторых местных образов сохранились вычеканенные авторские подписи, однако многие произведения с клеймами и подписями были уничтожены. Ныне выявлены имена около 20 мастеров. Большая часть произведений художников по металлу осталась анонимной.

Ветковский стиль чеканки складывался на пересечении средневекового наследия и искусства Нового времени. Барочным мироощущением проникнуты принесённые ветковчанами традиции московского искусства, испытавшего в 17 в. сильное влияние мастеров из Речи Посполитой.

Ветковское шитьё жемчугом и бисером

Автор: Александр Костин вкл. .

Ветковское шитьё бисером и жемчугомВетковское шитьё жемчугом и бисером – один из видов искусств старообрядческой культуры Ветковско–Стародубского региона. Возникло в конце 17—18 вв. в поселениях около Ветковского Покровского монастыря, на землях которого образовался центрразвития древних традиций церковного шитья (облачения, оклады на иконы, переплёты книг и др.). Позже искусство шитья и «сажения жемчугом и бисером» перешло в народную культуру посадов и слобод. Существовала также традиция шить оклад на свадебную икону (сохранились произведения 18–20 вв.). На последнем этапе существования в нач. 20в. этим видом искусствазанимались местные мастерицы-«келейницы», передававшие своё мастерство девочкам-ученицам.

В основе технологии – византийское по происхождению «шитьё в прикреп». Рисунок наносился на льняную основу на прямоугольных пяльцах вдоль очертаний изображения на иконе, которую предстояло украсить. Надписи, картуши-рамки и весь растительный декор рисовали вручную. Контуры вышивались жемчугом, перламутром или бисером жемчужного цвета. Внутренние плоскости заполнялись локально, нити располагались «по форме», имитируя плавное облегание одежды и подчёркивая детали архитектуры и др. Фон между изобразительными мотивами часто заполняли вертикальными нитями бисера, который также выкладывали по периметру. Как и в других видах изобразительного искуссва Ветки, здесь преобладал растительный стиль (стиль «цветущей ветки – Ветки»).

Книжная культура Ветки

Автор: Леонтьева С.И. вкл. .

«Книгами и иконами
Ветка снабжала весь старообрядческий мир».
Никольский Н.М. История русской церкви.

ЕвангелиеНачало истории Ветки относится ко второй половине XVIIв. Тогда в результате религиозного раскола, происшедшего в России в середине столетия, в юго-восточной части современной Беларуси, на территории Речи Посполитой, появилась ветвь старообрядческих поселений, выделившая вскоре из себя и собственно Ветку – центр, имевший Покровский Ветковский монастырь, а в нем единственную по всему православному миру церковь «старого образца».

К 30-м годам XVIIIстолетия Ветка становится крупным поповским центром в противовес Выговскому беспоповскому. К ней «прислушивались и духовно подчинялись поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика, как и все поповщинские колонии раскола в юго-западной, юго-восточной России».

С момента своего основания (1680-е годы) в силу исторических причин Ветка на долгие годы стала притягательным центром церковной полемики, образования староверов, а ее церкви и монастыри – «школой книжности и письменности».

Сюда, на белорусские земли, со всех концов России на протяжении двух с половиной столетий несли люди свою «духовную пищу», сберегая ее больше своей жизни. Первые сведения о множестве книг у старообрядцев Ветки оставил секретарь королевской комиссии Пётр Полтев, который проводил тут расследование 18 января 1690 г.

Посмотрите нашу фотогалерею