Историческая справка

вкл. .

Основан музей 30.11.1978 г. на основании распоряжения № 1711 Гомельского облисполкома. В основе - личная коллекция ветковчанина Фёдора Григорьевича Шклярова (1925 - 1988) - уроженец Ветки, выходец из старообрядческого рода, самодеятельный художник, коллекционер местной старины. Постоянная экспозиция открыта 1 ноября 1987 года в отреставрированном и реконструированном историческом здании - доме купца Грошикова, которое включено в реестр историко-культурных ценностей РБ. Реставрации и обновление экспозиций проводились в 2002 - 2003 гг., 2005 - 2006 гг. (частично).

В 1992 году музею передана большая часть здания бывшего райкома партии, где размещены сегодня восемь фондохранилищ коллекций музея. В 2005 году передано ВМНТ здание постройки начала XX в. (Корпус №3), требующее реконструкции. Площадь экспозиции - 453,5 кв. м (325,9 основной +78,7 филиал). Первый директор - основатель музея Ф. Г. Шкляров, с 1978 по 1988 гг. Директор с 1988 г. - Нечаева Галина Григорьевна. В фондах на 31.12.2008: 10 110 экспонатов ОФ - 5189. НВФ - 4921.

Своеобразие музея определяется тем, что в нём представлена художественная культура и творчество нескольких народных традиций интереснейшего региона на юго-востоке Беларуси (прежде всего, православной белорусской деревни и старообрядческой Ветки - исторического центра посадского раскола к. XVII - XVIII веков).

Коллекции музея: Собрание старопечатных книг и манускриптов XVI - начала XX вв. - одно из богатейших в республике (390 предметов ОФ). Уникальны рукописные иллюминированные Евангелия XVI и XVII вв., а также произведения местных мастеров XVIII - н. XX вв., выполненные в ветковском стиле книжного орнамента, певческие "крюковые" рукописи. В собрании старопечатных книг - издания Москвы, Вильно, Киева, Могилёва XVI - XVIII вв., в т. ч. коллекция первопечатных раритетов XVI в. (работы Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца, Василия Горобурды и др.).

В собрании икон около 500 памятников. Это прежде всего произведения старообрядческих мастеров, Ветковской школы иконописи. Из наилучших приобретений - "Собор архангела Михаила" и "Покров", иконы XVIII в. из Покровского храма Ветки, "Успение" XVIII в. из Попсуевки; подписные иконы мастеров старой Ветки: Андрианова, Фролова, Журавлёва, Рогаткина; коллекция икон из мастерской основателя музея Ф. Г. Шклярова. Исторический центр старообрядчества к. XVII – XVIII вв., религиозного течения, сохранившего до ХХ столетия художественное мышление и технологии древнерусского искусства, Ветка по-своему развила эти традиции. Иконы XVII - XX вв., представленные в экспозиции - это главным образом произведения местной Ветковской школы иконописи. Будучи культурным центром посадского раскола (с 1695 по 1764 г. здесь действовал Ветковский Покровский монастырь, единственное по тем временам место, где обряды отправлялись по-старому), Ветка вобрала в свою культуру и искусство традиции разных иконописных школ. Мастера приходили вместе с переселенцами более чем из двадцати губерний тогдашней России, из Новгорода и Нижнего Новгорода, Москвы, с Дона и Украины. Коллекция православных народных икон представляет основные течения белорусской народной живописи XVIII - XIX вв. Самобытна Бабичская школа иконописи.

Представлено собрание мелкой пластики (археологическое и старообрядческое художественное литьё (XII - н. XX вв.). Уникальны коллекции местных художественных ремёсел и промыслов XVII - н. XX вв.: золотное шитьё и шитьё бисером; золочёная резьба по дереву (киоты); кузнечный металл (местную специфику имеют строительный кованый инструмент и якоря); произведения местных чеканщиков - "златокузнецов" (кованые оклады на иконы и книги). Представлена живопись самодеятельных и профессиональных художников, связанных с регионом.

За последние годы существенно возросли коллекции: археологических артефактов, в т. ч. коллекция предметов из оленьего рога и кости (предположительно, мезолит, подъёмный материал с берега Сожа), украшений из радимичских курганов (раскопки Н.И. Бруевича в урочище Каменная Гора, 2004 _ 2005 гг.); элементов архитектурного декора народного жилища (наличники, подзоры и т. д.).

В коллекциях народных тканей (костюм, декоративные ткани, рушники) более 1800 предметов. Прослеживаются особенности разных традиций ткачества нашего региона и явление знаменитого неглюбского ткачества (XIX в. - 1990-е гг.) Экспозиции размещены в 11 залах на трёх этажах основного корпуса в Ветке и в четырёх залах филиала в г. Гомеле. Комплексы построены как образные модели пространства культуры и вписаны в исторический контекст. Художественные произведения (н-р, иконопись, искусство книги, резьба, чеканка, кузнечное дело, ткачество) представлены как академически, так и "в процессе создания", сопровождаясь уникальными местными материалами: старинными инструментами и станками, красками, рисунками и образцами, документами; восстанавливается обрядовый, фольклорный и шире - духовный контекст. Большое внимание уделено комплексам с расшифровкой символики: таковы "ветковские иконографии" в Зале иконы; витрины рушников "Человек и Бог", "Знаки земледельческого календаря", "Ткачество как сотворение мира" и др.

Основные направления научно-исследовательской работы музея - экспедиционная и собирательская, исследовательская, систематизационная. Участие в конференциях, семинарах, подготовка к изданию научных трудов коллектива музея, публикация статей.

Музей - научно-исследовательский и просветительский центр региона в области традиционной культуры. Изучение старообрядческой культуры (Ветковская школа иконописи и древняя художественная культура книги - альбом " Веткаўскі музей народнай творчасці" (три издания 1994, 1999, 2001 гг.), монография Г.Г. Нечаевой "Ветковская икона". - Мн., 2002). Участие в республиканских и международных научных конференциях, публикации в научных сборниках, периодической печати, вышли два сборника научных работ: "Музейныя сшыткі. Веткаўскі музей" - Мн., 1999 и "Навуковыя запіскі Веткаўскага музея народнай творчасці". - Гомель, 2004. Изучаются традиционные технологии, семантика белорусского орнамента, народное ткачество в контексте фольклорных и обрядовых традиций. Комплексные экспедиции музея (программа ВМНТ "По путям древних родов") прошли по левым притокам Днепра ("Уздоўж Бесядзі" 1998, "Уздоўж Сожа" 1999, "Уздоўж Іпуці" 2001, "Паміж Беседдзю ды Іпуццю" 2002 - 2003). Изданы "Арнаменты Падняпроўя". – Мн., 2004 (коллективная монография, около 700 фото). Результат последнего проекта - коллективная монография "Голоса ушедших деревень" (Минск, "Белорусская наука", 2008 г. (в печати); более 400 иллюстраций). Музей - "герой" многих видеофильмов и телепередач. Библиографические сведения по музею: "Веткаўскі музей народнай творчасці" : бібліяграфічны паказальнік / Гомел. Абл. Універсальная б-ка імя У. І. Леніна. - Гомель, 2007. - 48 с.

Собираются материалы по духовной культуре региона. Систематизируются "Экспедиционные материалы ВМНТ" (на 01.01.2008 г. - сто двадцать пять тетрадей). Тематика: топонимика, земледельческие и животноводческие обряды, демонология, культ Николы и Юрия, икона-свеча, ткачество, костюм, терминология орнамента, песенный фольклор, заговоры, старообрядческая культура. Экспедиционные материалы ВМНТ активно используются в научной, публикаторской и просветительской деятельности. Фонд аудио- и видеозаписей насчитывает сотни часов фиксации.

Действует Школа традиционной культуры "Аз-буки-веди". Оригинальная программа рассчитана на 12 лет, с 5 по 17-летний возраст. Занятия носят игровой характер, проходят в специальном зале для занятий с детьми и в экспозициях музея. Изданы "Методические рекомендации Школы" (Гомель, 1999) и книжка-раскраска "Ветковская буквица" (Гомель, 2000), материалы и методика занятий публиковались в периодической печати и представлялись на конференциях.

Организован Центр по сохранению и возрождению ремёсел (изучение и восстановление технологий старинных ремёсел, прежде всего местных традиций ткачества, обучение). Действует реставрационная мастерская. Специалистами музея проводятся реставрационные работы по консервации, раскрытию, восстановлению икон, бисерных окладов, предметов из металла, бытовых предметов из дерева, реставрация тканей.

26 сентября 2008 года открыт новый филиал ВМНТ в г. Гомеле в отреставрированном помещении, размещенном на территории государственного историко-культурного учреждения "Гомельский дворцово-парковый ансамбль". 4 зала здесь объединены темой Традиции. Оригинальные концепции предусматривают постоянные разделы: 1."Шедевр" (выставка одной вещи); 2. "Человек традиции"; 3. "Вещь как текст в духовной культуре"; 4. "Живое ремесло", и все они заполняются сменными выставками. Проводятся экскурсии обзорные и тематические, лекторий (цикл публичных лекций по традиционной культуре). В филиале ВМНТ в г. Гомеле "отрабатываются" концептуальные выставки, затем проходящие в других городах республики. Например, выставка "Георгий Победоносец и всё святое воинство" (образ воина в традиционной культуре) (1995 - Ветка - Гомель, 1997 - Могилёв, 2001 - Витебск, 2005 - Минск). Уровень экспонирования и экскурсий отражает исследовательский уровень деятельности музея и научный потенциал его сотрудников, сегодня являющихся участниками международных профильных конференций, авторами многих публикаций и изданий по культуре.

Все проекты музея - результат наших личных разработок. Благодаря творческим достижениям своих сотрудников Ветковский музей остаётся "живым" и интересным - не зря он считается одной из жемчужин Беларуси и с 2004 года включен в туристический марштрут "Золотое кольцо Гомельщины". Во 2-м республиканском конкурсе "Познай Беларусь" в номинации "Лучший музей года" ВМНТ был отмечен специальной грамотой "За сохранение и возрождение традиций". За плодотворную работу по изучению и пропаганде белорусской национальной культуры, значительный вклад в сохранение и возрождение историко-культурного наследия в январе 2008 г. музей получил специальную премию Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства в номинации "музейное дело.

Музей готов принимать значительно большее количество гостей и приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных в изучении и популяризации богатого наследия традиционной культуры Беларуси, а также желающих и способных оказать поддержку в деле спасения и сохранения уникальных памятников, которыми богата наша земля. Высокий художественный и нравственный потенциал наработанного предками наследия должен передаваться как достояние современному поколению. Это особенно важно для молодых людей, для которых осознание собственных культурных корней - источник силы и уверенности в будущем. Зарубежным же гостям всегда важно знакомиться с культурой страны, куда они приехали. Именно через культуру и предстаёт народ, открытый для общения.

Author: Александр Костин

Посмотрите нашу фотогалерею