Коллекция белорусских народных икон ВМНТ

Коллекция белорусских народных иконВ результате реставрационных работ, произведённых в музее, открыты памятники белорусской школы иконописи XVIII – XIX веков, произведения народной Бабичской школы. Изучение и представление этих памятников сопровождается включением их в обрядовую культуру и фольклорные традиции. Иконы, происходящие из белорусских деревень Ветковского района, в основном относятся к XVIII – началу XX веков. Это обусловлено не столько периферийностью местной культуры в период позднего средневековья и Нового времени, сколько исторической сложностью конфессиональной обстановки этих мест, а главное, судьбой самих селений, прошедших через войны и пожары нескольких веков. Трагична история и их храмов, большей частью разрушенных в период борьбы с религией уже в 30-е годы ХХ века. В то же время, историческое конфессиональное разнообразие и разность культурных традиций и связей оставили по себе и чрезвычайно многообразные произведения иконописи – по иконографии, по технике и стилю.

В живописном отношении эти памятники выразительно отличаются от старообрядческих икон. В них запечатлелись этапы процесса взаимодействия православной иконописи с западноевропейской живописью, что происходило, прежде всего, через униатов. К середине XVII века униатство стало «мужицкой верой», а этот социальный процесс отразился в иконах: канонические сюжеты приобретали этнографический характер, сопровождаясь бытовыми подробностями из повседневной жизни. Процесс привлекал внимание и народных мастеров, при этом образа насыщались фольклорными мотивами. Так, «телесность» фигур трактовалась как их могущество, свойственная эпическому сознанию «обширность», дородность. Менялись этнические типы персонажей. Широко использовались в качестве образцов композиций гравюры из печатных белорусских и украинских изданий. Образа приобретались обычно на местных ярмарках и составляли домашние «иконостасы» в Красных углах («кутах», «на покути»). В наших местах такие иконы писаны маслом по тонкому грунту, нанесённому на доску (чаще всего хвойных пород), причём в позднейших памятниках наличие грунта не прослеживается и красочный слой растрескивается по слоям древесины. Все они исполнены в светотеневой манере.

Коллекция белорусских народных икон музея Коллекция белорусских народных икон ВМНТ

Однако колорит и композиции свидетельствуют о нескольких источниках и направлениях развития народной иконописи, действовавших на порубежье Беларуси, Украины и России. Своеобразную характерность письма находим в так называемых «бабичских» образах (по названию деревни Бабичи Чечерского района, где, по воспоминаниям жителей, издавна писались характерные произведения и где записаны имена последних мастеров из семейных династий). Возможно, местом создания «бабичских» икон был и г. Чечерск, где, уже после присоединения этих земель к России, действовали католический костёл, иезуитская миссия. Владелец Чечерска, граф З. Г. Чернышёв построил в конце XVIII века в городе и три каменных православных храма, пригласив для украшения их, по легенде, итальянских мастеров. Среди характерных черт бабичских произведений – подробнейший «натурализм» письма, часто наивно трактованный; психологическая убедительность образов, «простосердечность» типов. Всё это воплощено в очень подвижных ракурсах, жестах, движениях (например, в иконе «Крещения» из д.Хизы). Наибольшей динамикой выделяются воинские образы («Чудо Георгия о змие» из д.Хизы). Колорит строится на энергичных противопоставлениях света и тени, фигуры как бы вырываются светом из глубокой тени. Вместо нимбов здесь применяется лучистое свечение.

Однако «темноликость» икон и конца XVIII века, возможно, свидетельствует о более ранних и потемневших образцах для народных икон. История «бабичского» письма, таким образом, уходит в глубину времени далее своего легендарного происхождения. «Бабичский стиль» охватывает как композиции западноевропейского происхождения, так и канонические православные. Последнюю группу народных икон представляют произведения, впитавшие в себя идеалы поздней православной иконописи, ориентирующейся на классицизм и академическую живопись. Таковы иконы «Саваофа» из д.Амельное и «Богоматерь Вспомогательница в родах» (тип «Знамение», молились о лёгких родах) из д.Гута.

Author: Александр Костин

Посмотрите нашу фотогалерею