Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Ветка, Беларусь

Экспозиции музея

Мастерская иконописца

Ветка считается крупнейшим старообрядческим центром иконописания первой половины XVIII в. Однако ветковский мастер Григорий Рогаткин писал свою икону "Иоанн Богослов в молчании" ещё и в 1929 г. Экспедиции музея позволили собрать материалы, связанные с иконописцами. Здесь все предметы - настоящие. Правда, это маленький фрагмент когда-то огромной культуры. В знак этого - иконная доска с фрагментом живописи.

"Иоанн Богослов в молчании"

На столе - неоконченная икона "Одигитрия". Это работа Павликова Григория Тимофеевича (1867-1921), иконописца из стародубской слободы Шеломы. Сам он родом из ветковской слободы Марьиной. Ещё одно авторское подписное произведение - икона "София, Вера, Надежда, Любовь". Его написал Симеон Яковлевич Зайцев в 1873 г. "в местечке Ветке". Тема Премудрости-Софии как матери лучших человеческих чувств звучит метафорически и в этом образе святых мучениц II в.

"Одигитрия"

Ростовые иконы святых мужей когда-то находились в больших иконостасах старообрядческих церквей, в большинстве разорённых и закрытых. Три возраста: юноша, средовек и старец - это как бы хозяева мастерской, символ преемственности духовности.

Инструменты, краски - собраны на чердаках. Они свидетельствуют о подлинности традиции, прерванной в пору атеизма. В домах потомков мастеров, а также между страницами старинных книг найдены и бесценные бумажные листки с рисунками-образцами, гравюрами. В общем их называют "прорисями". В нашей коллекции листки XVII - XX вв.

Доска покрывалась грунтом-"левкасом". Применяли осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты (минеральные и органические) растирались и смешивались с желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах. Живопись была многослойной. Сначала наносили тёмный "санкирь" в теневых местах. Потом писали "доличное" - палаты, пейзаж. На Ветке велико влияние новой живописи. "Личное" письмо крыли по санкирю охрой, прокладывали киноварью, "высветляли" в несколько слоёв. Заканчивали белым цветом, что символизировало "облистание" святого Божественным светом. Фон - это тоже "свет". Часто он покрыт листовым золотом. Золото и "творили", превращая его в золотую краску для узоров и бликов-"пробелов".

«Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» г. Ветка, Беларусь - Copyright © 2013-2018.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на сайт-источник.