Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Ветка, Беларусь

Публикации сотрудников музея

Образ - знак - традиция

(из опыта работы клуба “Параскева” филиала Ветковского музея народного творчества имени Ф.Р.Шклярова в Гомеле)

Цалко Петр Михайлович, Беларусь, г. Гомель

Традиционная материальная культура белорусов сохранила в себе остатки многовековой духовной культуры наших предков, что ярко можно проследить при изучении и анализе многочисленных музейных артефактов. В данном случае мы обратимся к ознакомлению с ткацкой традицией и изделия ткачества, по количеству которых (в регионально-локальном варианте) Ветковский музей народного творчества занимает доминирующее место в стране. Клуб “Параскева”,что действует при филиале ВМНТ, является своеобразным носителем местной традиции ткачества. Основное, на что опирается работа клуба, это не только постижение технологической стороны изделий (КАК делать?), А, главным образом, понимание смыслового содержания образца ткани (ЧТО И ЗАЧЕМ делать?).

Главной целью нашей работы будет показать взаимосвязь таких понятий, как "образ", "знак", "традиция", которые помогут современному человеку постичь тайну узоров на рушниках.

Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему и отталкивается от собственного опыта. Таким образом и клуб “Параскева” при работе с "учениками" в первую очередь опирается на человека, на образы, которые хранит его память. При проведении занятий одним из доминирующих принципов является ориентация на местный аутентичный материал. Именно это помогает не рассеивать внимание на многочисленные "блуждания по культуре», а локализовать работу и тем самым углубиться как можно скорее в "мир традиции". Как было указано выше, сама технология изготовления становится только вспомогательным звеном при изучении местной специфики ткачества. По большому счету, техники можно пересчитать по пальцам: закладная, броня, выборная, двойная. А вот если привести непосредственно к орнамента самого полотенца, здесь мы найдем не то что сотни, тысячи самоназваний определенных элементов (бабочка, барабан, дуб, ель, жучок, кочан, лопата, кукла, пампушка, рожа, телеги, чемодан, воробей, утка , медведь, лягушка и т.д.). Надо отметить, что уникальный "словарь" назвал орнаментов, это не результат кабинетной мифологии, а самоотверженная тридцатилетняя экспедиционная работа Ветковского музея. На этом основании и зиждется наша статья по изучению полотенца сначала "изнутри", а потом уже "извне".

К примеру изложения материала возьмем один из орнаментов - "лягушки". В начале "ученики" записывают все ассоциации, которые связывают его с предметом изучения (уровень - "образ"):

По анализа данных, мы видим, что доминирующей позиций является "мокрая". И это, бесспорно, безошибочная вывод. Это еще раз позволяет подтвердить мысль, что даже если человек не передает информацию непосредственно из уст в уста, тогда она сохраняется на уровне подсознания. Подтверждением этому становятся многочисленные архаичные представления о лягушке: "Лягушки представляются бывшими людьми, которые перевернулись в земноводных в результате всемирного потопа [выделено нами - Ц.П.] или злостного проклятия" [1, с.167]. Поддерживают нашу мысль и следующие поверья: "Лягушек не нужно вбивать. Ведь будет дождь "[2, с. 512]; "Если лягушку задавить - к дождю" [2, с.512]. Таким образом, нами засвидетельствована хтонических основа образа лягушки, которая ставится на первый план. Согласно следующей позиции "грязная", которая характеризует лягушку как "грязный, неопрятный" [3, с. 397] и "грешный, дьявольский" [3, с. 397]. В отношении лягушки формируются своеобразные "практически" — мифологические советы "не трогать её, так как на руках могут появиться бородавки. А сам будешь рабой "[1, с. 167]. Своеобразное "дьявольское" начало лягушки связаны с верой "в способность лягушки сглазить человека" [1, с. 167]. "Холодная" - качество лягушки как физиологическая (разряд хладнокровно земноводных), так и магическая. Лягушка являлась носителем болезни и вообще смерти - потустороннего мира, где отсутствует тепло и царит холод: "Появление лягушки в доме считалось плохим знаком, а увидеть их во сне или" пузым вярёх "вообще предсказывала смерть [1, с. 167]. Один из самых страшных проклятий на Беларуси: "Чтоб тебе жаба сиськи дала", тоже хочет адресату смерти. И, наконец, последняя позиция "очарована", по-видимому, воссоздает текст сказки о "царевну-лягушку". Однако, согласно народной мифологии белорусов, в лягушку превращалась не только "царевна", но ведь и дочка "женщины и ужа" ( "В этиологических легендах жабой хватает дочь женщины и ужа, которая не выдержала допроса и рассказала дядей о тайнике отца -" а она пусть весь свой век сквярэцца, как эта кровь заскверлася на помосте "), и две сестры (" две сестры, полюбив одного парня, никак не могли поделить его и прокляли друг друга: "Чтобы ты никогда своего гнезда не имела и детишек не растила "и" Чтобы ты о землю грудью стучала ". Так и стали с их зяз ля и лягушка "), и, наконец, все люди, перед большим потопом (см. выше). Делаем вывод, что все позиции, определенные "учениками" попали, как говорится, "в яблочко", обозначив наиболее характерные представления наших предков о лягушке. Это с учетом того, что выбор делался без конкретных знаний о мифопоэтическом начале Земноводного.

Таким образом, переступив уровень "образного" переходим в "знаковый". Каждый из присутствующих на занятиях по ткачеству в своем сознании уже держит определенные образы, с которым он пришел к нам. Следующим заданной для "учеников" будет показать лягушку как существо и как знак. В результате мы получаем изображение лягушки (разумеется, у каждого, по художественных способностей, рисунок получился отличным от другого, но физиологически все из присутствующих нарисовали именно "лягушку" - "похожа на лягушку бесхвостых земноводных животное с бородавчатой ​​кожей", "То, что и лягушка "[3, с. 197]):

"Лягушка-знак" во всех из присутствующих на 100% совпал - буква "Ж":

Для сравнения возьмем "лягушки" из манжет рубашки д. Неглюбка:

Пройдя путь через "возбраз" и "знак", мы непосредственно смогли прикоснуться к "традиции". На этом наша работа не завершается. Впереди остается целый пласт традиции, которая будет воссоздаваться нашими собственными руками.

Усваивая технические приемы ткачества, основное внимание обращаем на:

- знание названий всех частей ткацкого станка (пруды, навой (большой и "товарный"), болты, кобылки, Берда, набилки, панажы ( "лапа") и др.);

- знание названий устройств, которыми нужно будет пользоваться (дошчачки- "бральницы", кромка, "сучила", челнок, бобину и др.);

- знание названий основных техник белорусского народного ткачества (в данном случае используется "полотняное" и "репсового" переплетения и броню ткачество);

- знание основных техник исполнения белорусского народного ткачества (практическое умение выполнять и комбинировать техники);

- знание местной традиции ткачества (название орнаментов, цветовая гамма, локальные особенности).

Преимущество уделяется работе в группах. Во-первых, по причине ограниченности рабочих мест (ткать станков), во-вторых - сам процесс ткачества (в частности, броня) требует работы нескольких человек и, в-третьих, общая работа помогает объединить знания и минимизировать количество ошибок в процессе .

Постигнув все тайны семантики образа-символа "лягушка", смело садимся за ткацкий станок и начинаем "сотворение мира" (именно начинаем, так как "лягушка" как хтонических существо находится снизу, под землей. По-видимому, по этой причине выносится этот орнаментальный элемент вниз или на край тканых изделий (отделываются манжеты рукавов, начало и конец полотенца):

- создаем фон изображения - полотняного переплетения, белой или серой нитью тчэм 2см. полотна (используется 1 челнок - белый);

- первая часть орнамента - репсового переплетением (в 2 лодочки - красный и белый) пробрасывают каждый из лодочки по 4 раза в уток;

- вторая часть орнамента - броня ткачество, перебираем на дощечку основу (10 нитей остаются снизу и 6 нитей - сверху), закладываем дощечку, поднимаем дощечку, пробрасывают в уток красную нить. Каждый образцовый уток чередуем с полотняным переплетением (белый цвет). Пробрасывают каждый челнок по 4 раза в уток;

- третья, средняя часть, орнамента - полотняного переплетения пробрасывают челнок красного цвета 8 раз в уток.

Остальная часть орнамента делается по принципу отражения - четвертая часть повторяется со второй и пятая - с первого.

Таким образом, делая вывод данной работы, отметим основные моменты и принципы работы клуба “Параскева” ВМНТ:

- использование местной аутентичной материального наследия (полотенца, рубашки, покрывала и т.д.);

- использование местной аутентичной духовного наследия (прыкмты, поверья, предания, обряды и т.д.);

- использование местных названий (панажы - "лапа");

- точечное, локальное исследование (за основу берется одна традиция, одна вещь, один образец и т.д.);

- комплексное изучение материального и духовного наследия (предмет - обряд).

Клуб “Параскева”, по нашему мнению, является тем самым центром настоящей аутентичной культуры, которого в настоящее время так не хватает как взрослому, так и молодому поколению белорусов. Которые "через обстоятельства, сложившиеся в нашей стране в нынешний век" [4, с. 39], потеряли величайшие сокровища белорусских народных традиций, в том числе и ткацких.

Литература:

Мифология белорусов: Энцикл. Словесная. / Сост. И. Климкович, В.Автушка; наук. ред. Т. Володина, С. Санько. - М .: Беларусь, 2011. - 607 с .: ил.
Мифологические представления белорусов / сост. В.С.Новак. - Минск: Право и экономика, 2010. - 538 с. - (Серия "Гуманитарные науки").
Толковый словарь белорусского литературного языка: Более 65000 слов / Под. ред. М.Г. Судника, М.Н. Кривко; Оформление А.М. Хилькевич. - 4-е изд. - М .: БелЭн, 2005. - 784 с.
Традиционные ремесла Беларуси. Программы для Домов ремесел / сост. В.А. Лобачевская. Н.М. Кузнецова, Н.Н. Винникова, В.Я. Фадеева, И.П. Хицько. - М., 1995. - 134 с.
Опубликовано: "Музей и традиционная культура Беларуси" Научно-практ. конф. (2012; г. Мозырь) II научно-практическая конференция "Музей и традиционная культура Беларуси" 30 - 31 моя 2012 г .: [материалы] / редкол .: С.В. Рязанов (гл. Ред) [и др]. - Мозырь: КПУП «Колор», 2012. С. 90 - 94.

Пётр Михайлович Цалко,

заведующий филиалом Ветковского музея
старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова

Посмотрите нашу фотогалерею

Copyright © «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» г. Ветка, Беларусь - 2013-2019.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на сайт-источник.