Домовая и киотная резьба

вкл. .

«Богоматерь Казанская».  XVIII – XIX вв.«Дома, ворота и кровли на Ветке принято украшать резьбой, иногда очень красивой» - писал один из первых этнографов, побывавших в Ветке в начале 20 в., Иван Абрамов. Мотивы растительного стиля резьбы безусловно связаны со старообрядческой местной культурой. Старинные рукописи служили образцами орнаментов, наполненных средневековой христианской символикой (так, лилия-крин в овале – символ непорочного зачатия Христа). Порой один и тот же мастер вырезал и золочёный киот для иконы, и собственный наличник окна. Многочисленные строители приносили из городов «модные» образцы городского убранства зданий. В воображении, в руках народных мастеров классические элементы взаимодействовали с книжными образами (ведь окно – страница, и наоборот). Погружались в глубины фольклорного мироощущения.

Иконы старообрядческого письма

вкл. .

Неопалимая купина. XIX в.«Иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир…» - повторяем мы снова слова академика Никольского. О мощи ветковской традиции, о духовных и художественных поисках свидетельствует ветковская икона – её полнокровный колорит, насыщенные подробностями иконографии, её интерес к земному проявлению духовного мира. Стремление местной школы иконописи к возрождению древних символических ценностей выразилось, например, во внимании к золотому цвету, характерному для древних образов. Ветка активно возвращает золотой символ – поверхность фона покрывается золотым листовым золотом. На полях икон 18 в. «Покров», «Собор архангела Михаила» из Ветковского Покровского храма видны утраты золота. Судьба иконостаса этого храма трагична – в 1930-м г., в период борьбы с религией иконами топили баню.

Иконы, украшенные бисерными, чеканными окладами и киотами

вкл. .

Золотой райский сад. Фрагмент экспозицииЕсли воплощением райского сада, окружающего образа святых в Красном углу, для белорусских народных традиций были образы цветения и урожая, вышитые и тканые узоры, то для старообрядцев древняя культура рушника отошла только в семейные обряды. Моленные углы старообрядцев представляли собой также иконы, но окружённые растительным орнаментом шитья и резьбы. «Они промыслами своими и художествами и до сих пор в купечестве беспрепятственно пользуются», - писал ещё в середине 18 в. о ветковских старообрядцах их противник Иоаннов. При изготовлении киотов обычно использовали липу, т.к. она мягкая, и покрывали сусальным золотом. Яблоня и виноград – растения райского сада – стали ведущими образными мотивами для ветковской и вообще старообрядческой резьбы с золочением.

Книги старопечатные и рукописные

вкл. .

Мастерская переплётчикаСегодня «ветковские» собрания книг хранятся в петербургском Пушкинском Доме, в библиотеке древних книг Московского Университета, в Национальной библиотеке Беларуси. Один из первых русских археографов – знаменитый граф Николай Петрович Румянцев, владелец Гомельского имения и многих старообрядческих слобод на Стародубщине (территория запада Брянской обл., куда был перенесен Ветковский Покровский монастырь в 18 в.) собрал знаменитый Румянцевский музей, ставший основанием для крупнейшей в России Московской библиотеки. Документально известно, что в благодарность за покровительство многие древние книги для графского собрания доставляли Румянцеву именно старообрядцы нашего региона.

Мастерские кузнеца и чеканщика

вкл. .

Кузница“Ехали отвсюду, заказывали инструмент – сплошь артели были…”

  1. «Красота как совершенство технологии» (в витринах – кузнечные изделия. Специфика местного мастерства – изготовление плотницкого и столярного инструмента).
  2. Завитринное пространство – образный интерьер «Огненное мастерство – кузница» (горн, меха, наковальня, старинные тиски, сверлильный станок. Художественная и бытовая ковка. Изделия).

“И пели всё божественное, когда работали оклады…”. Златокузнецы.

  1. «Казанская» (стили эпох и образ орнамента в окладах икон одной иконографии. Византийский орнамент, барокко, классицизм, модерн и создание единства образа. Фольклорная ситуация. Архаичная целостность «всего света» в технологии одного ремесла).
  2. «По сем рисунку прошу я Вас сработать ризу…» (заказ и исполнение чеканного оклада. Письма, прориси, образцы, инструмент, технологические рукописи. Разнообразие техник работы с металлом (чеканка, оброн, гравировка, просечное дело). Передача «мягкого» пространства. «Борис и Глеб» – оклад 18 в.).
  3. «Нечаянная радость» (образ интерьера в окладе и своеобразие изображения архитектуры в ветковской иконописи. Объём в иконе и окладе. Повышенный рельеф чеканного оклада и объёмность ветковской иконописи).
  4. «Молитва звёзд и цветов» (растительный орнамент в чеканном окладе: от изображения тканого и шитого узора до «прорыва» живых цветов «сквозь ризы»).
  5. «Как свет белый блестело…» (серебрение, золочение, чернение).

Народное ткачество, вышивка, народный костюм

вкл. .

Рушники по знакам. Геометрические символыТрадиция ткачества рушников у белорусов сохранилась дольше, чем у других славянских народов. Рушники сопровождали человека на протяжении всей жизни, первый ткался к рождению ребенка, а последним повязывали могильный крест. В результате исследований и экспедиций вдоль славянских рек собрание возросло до тысячи единиц, теперь это одна из интереснейших коллекций Беларуси. Представлены образцы ткачества разных традиций юго-востока Беларуси. Как вы видите, преобладает в орнаменте красный цвет, этот цвет у славян самый любимый и характеризуется как цвет крови, жизни, солнца, праздника. В основе орнамента – древние геометрические знаки. Когда-то отличать один элемент от другого нас научили сами мастерицы: для каждого знака существует специальное местное название.

Предметы археологии 7 тыс. лет до н.э. – 17 век

вкл. .

«Мы из тех – охотников и рыболовов»Как установили археологи, территория нашей страны начала заселяться примерно 100 - 40 тыс. лет назад. Именно к этому периоду относится древнейшее орудие труда мустьерского типа, найденное около поселка Чемерня на реке Бесядь, в урочище Каменная гора (Чертова гора). Это место непрестанно привлекало к себе людей. У радимичей здесь было языческое святилище. На археологической карте Ветковского района размещены черепки глиняной посуды разных эпох. Видно, как плотно селились здесь люди. В археологическом отношении Ветковщина является одним из богатейших районов Беларуси. Знаки на керамике напоминают, что развитие материальной культуры было неотделимо от духовного процесса.

Предметы быта (коллекции самоваров, посуды, мебели, шали)

вкл. .

Чайная. Фрагмент экспозицииДо революции здание основной экспозиции музея - это частный дом местного судовладельца купца Грошикова. После революции дом у него забрали, говорят, он умер в нищете. Вещей практически не сохранилось. Сегодня вы видите здесь коллекции тех предметов, которые обязательно были в этом доме в прежние времена: коллекции самоваров, посуды, мебели, шалей. Прототипом самовара является сбитень для приготовления горячего медового напитка – сбитня. Кто изобрел самовар или китайцы или русские точно не известно. Спор этот неразрешен, но традиция чаепития очень отличается. Мало кому известно, что чай на Руси появился незадолго до кофе, только в XVII веке. У старообрядцев культура чаепития была обставлена, как ритуал: чай разливала только хозяйка, стол был уставлен многочисленными выпечками и вареньем разных сортов.

Посмотрите нашу фотогалерею