Действующие выставки музея

Выставка «Аз, буки, веди. Глаголь – добро» в филиале музея

вкл. .

Выставка - Аз, буки, веди. Глаголь – добро

Теме «Обучение грамоте в старообрядческой среде Ветки» посвящена выставка «Аз, буки, веди. Глаголь – добро» в филиале Ветковского музея в Гомеле.

Тот факт, что в Ветковском регионе существовала развитая книжная культура и книжное искусство, не вызывает сегодня никакого сомнения. Но это было бы невозможно без постоянного и непрерывного процесса обучения грамоте. В старообрядческой среде прекрасно понимали, что только она способна открыть великий мир традиционных знаний.

Имея огромную потребность в овладении знаниями, грамотностью и, прежде всего, церковно-славянским языком, старообрядцы практически не имели возможности создавать свои школы, поэтому обучение происходило несколькими путями, связанными, в основном, с домом, семьей, церковью и, конечно же, с монастырями там, где они были.

Раскрытию этой интереснейшей и сложной теме способствовали уникальнейшие материалы, представленные на выставке. Это – прописи XVIII в., свидетельствующие о процессе обучения правописанию, копии документов XIX в., связанных с проблематикой обучения; книги XVII – XIX вв., по которым не только учились грамоте в старообрядческой среде, но затем и читали их на протяжении всей жизни как «душеполезную» литературу, а также учебники начала XX в. и многие другие предметы, способствующие приблизить нас к нашим предкам, а значит лучше узнать и понять их.

Выставка "Душа по радужному мосту…"

вкл. .

Автор этнографического очерка о Ветке Иван Абрамов еще в 1907 видел здесь "богатые древние женские уборы: … красивые парчовые кокошники с сеткой жемчуга, спускавшейся на глаза, … огромные жемчужные сережки, так называемые "корзинки" и "малинки".

Любили "одевать" и иконы. Оклады, точнее, "ризы" на образа, шили бисером и "жемчугом". Искусство их изготовления известно на Ветке, по словам старожилов, "с праку веку", т.е. изначально. Восходя еще к византийским, а затем и древнерусским образцам, шитьё во многом сохраняет архаические приемы до 1930-х гг. В Ветковском музее восстановили старинные местные технологии и реставрируют уникальные произведения искусства.

Выставка "Голоса ушедших деревень"

вкл. .

"Голоса ушедших деревень" – одно из крупнейших "творений" нашего музея. Проект начался в результате "аварийной" ситуации. Когда мы поняли, что Чернобыльская катастрофа не прошла мимо Ветковщины. Правда, тогда еще не было ясно, насколько масштабным является радиационное загрязнение региона. Вместе со спецкомандами по дезактивации населенных пунктов ездили и научные сотрудники музея, хотя они и не получали такого приказа. Интуиция подсказывала, что многие белорусские деревни, старообрядческие слободы и шляхетские околицы обречены на выселение. Так в фонды музея попали иконы, рукописные и старопечатные книги, предметы традиционной одежды и узорного ткачества, фрагменты архитектурного декора, различные бытовые предметы и инструмент. А вместе с материальной культурой мы стремились зафиксировать свидетельства устного творчества: песни, легенды, предания, рассказы.

Выставка "Евангелие. Книга на все времена"

вкл. .

Пожалуй, нет в мире больше ни одной другой книги, вызывающей столько же страстей, споров, толкований. Во все времена она магически притягивала к себе тысячи и тысячи человеческих душ, стремившихся к познанию истины. На каждом этапе своей жизни мы вновь и вновь возвращаемся к этим текстам, пытаясь понять философскую глубину, мудрость, заключенные в иносказательном языке. Книги евангелистов полны притчей, афоризмов, которые и сегодня живут в наших речах. Вот только некоторые из них: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным», «Имеющий уши слышать, да услышит», «Кто не против вас, тот за вас», «Нет пророков в своем отечестве», «Не судите, да не судимы будете», «Многие будут первые последними, и последние первыми», «Кто без греха, первый брось камень», «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Выставка "Живое ремесло"

вкл. .

Постоянная экспозиция в зале "Живое ремесло" филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова и действующий при филиале клуб "Параскева" являются центром изучения настоящей аутентичной культуры, которой в настоящее время не хватает как взрослому, так и молодому поколению белорусов.

В ткацкой мастерской филиала Ветковского музея происходит обучение местным традициям ткачества. Основное, на что опирается работа клуба "Параскева", это постижение не только технологической стороны изделий (как делать?), а главным образом понимание смыслового содержания образца ткани (что и зачем делать?).

Посмотрите нашу фотогалерею