Действующие выставки музея

Выставка "Птица на Ветке"

вкл. .

Птица на Ветке

(Образ птицы в ветковских рукописях)

Духовные устремления Ветки изначально были направлены на преодоление трагизма раскола, восстановление порушенного мира, целостности бытия, прежде всего, в душе человека. И один из путей, позволяющих это сделать, заключался не в уходе от мира, а в его устроении через идею образного воплощения райского града на земле. Возможно, поиски райской страны, которую старообрядцы называли Беловодьем, привели их в эти "пустые и зверопаственные места".

Сама стилистика повествований о создании Ветки строится авторами на образах райских садов и градов. "...Вместо древес людей умножение показася, трава и терния растущая в вертограды и садовия обратишася. Юноши, оставляя свое юностное мудрование, течаху тамо, яко елени на водные источники, и девы, аки ластовицы там вогнеждахуся".

Ощущение этих мест святыми, райскими дает право автору "Истории Ветковской церкви" изобразить возникновение Ветки как явление чуда: "…бесчисленными народы наполнися ветковское жительство, и аки град велик и прекрасен в населении тех явися... Вокруг же Ветки 14 слобод, яко пресветлые города расставися".

Посадская культура Ветки действительно становится садовой. Этот же образ Ветки звучит и в современных рассуждениях местных жителей: "Огородов не держали, все сады... Сады были большие. Почему любили? А как же не любить - и в раю есть сады". Сад оказался единственно гармоничным райским результатом взаимоотношений человека и природы. Воплощая идею божественного устроения мира, ветковские монастыри делают его непременной своей частью. И в этом непрерывность традиций Древней Руси, в которой уже в XI в. сложилось особое отношение к саду как сакрально и художественно значимому событию.

Растительный код становится едва ли не главным в культуре Ветки, само символическое название которой его содержит, а образ райского сада стал основным в ее искусстве.

Здесь еще и в начале XX в. мастера продолжали создавать прекрасные рукописные книги, в которых основным образом был райский сад, поэтому в них так много цветения, поющих птиц. Птица на ветке стала основным символом, негласной и таинственной эмблемой самой Ветки. Так художники говорили всему миру о том, что ветка старой веры чудесно привилась на землях Великого княжества Литовского, что она свободно развивается и процветает, и что райские птицы слетаются в сады монастырей, которые были разрешены здесь для старообрядческого служения.

На выставке представлены рукописи XIX в., краски, инструменты при помощи которых создавали тексты рукописей.

Посмотрите нашу фотогалерею