Действующие выставки музея

Выставка "Радуйся, Заре Умнаго Солнца!"

вкл. .

Ветковская иконопись

Образы Богородицы в истории и культуре Ветки

Выставка будет действовать в течение января-октября 2018 года в филиале Ветковского музея в Гомеле.

Приглашаем войти в этот особый мир иконописи Ветки через "двери рая совершенные", прикоснуться к тайне взаимоотношений человека и Бога, к тайне жизни культурного, просветительского и сакраментального центра – Ветки.

С образами Богородицы связана судьба Ветки на протяжении нескольких столетий, как и судьба всего старообрядчества…

"Заря пресветлая, Рунь прозябшая, Неопалимая Купина, Гора Нерукосечная, Святая трапеза, Лествице небесная, Покров миру – такие поэтические образы издревле относили к Богоматери. В них выражалась её рождающая, плодотворящая сила, которая вносила новый Свет в мир, Свет изменяющий и преображающий, дарящий радость и новый смысл существованию всего космоса, всей вселенной. Особенно впечатляют запоминающиеся космические наименования Богоматери: "Солнце пресветлое, Молния, души просвещающая, Незаходимая Небесная Заря, Мати Света невечернего, Заря таинственного дня, Светоносный облак, Столп огнеоблачный, Голубице, Милостивого рождшая, Одушевлённый рай!" Богородица сравнивается с утренней звездой, предвещающей рассвет… "Радуйся, звездо, являющая солнце! Радуйся, приятное молитвы кадило!" – звучит в акафистных текстах. А под приятной молитвой подразумевается предстояние Богоматери перед Богом, её приятная, что значит, принятая Богом, молитва за мир.

Старообрядцы, как гонимая часть русского населения, на протяжении нескольких веков свои молитвы и просьбы обращали к Богу через Богородицу. Для них обыкновенным делом было понимать церковь не только как храм или как организацию, структуру, институцию, но, прежде всего, как соборное её выявление через собрание верующих – и клира, и мира. Богоматерь – образ такого церковного, ответственного собрания, объединяющего воедино представителей разных сословий, классов, социальных структур, национальностей и народностей и т.п., помимо которого невозможно стать близким Богу и ближним другому человеку, невозможно спастись и войти в Царствие Небесное.

Образ Церкви как Невесты Христовой празднично звучит на ветковских иконах как храмовых, так и домашних. Богородица как мать близка сердцам страдающим и состраждущим, поэтому ветковские иконы предлагают такое обилие понятных каждому сюжетов и наименований Богородичных икон. Богородица как единственная заступница, защитница, понятна старообрядцам и повсеместно востребована, поэтому многие храмы освящаются в честь Богородицы – в Ветке в 1695 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы (здесь же расцветает Покровский монастырь), позже в Климово, в слободе Тарасовке, в Буде Жгунской, в Стародубе; Казанской иконе Божьей Матери – в Климово и в слободе Марьино; Успению Пресвятой Богородицы – в Лужках, в Борьбе, в Климово, в Леонтьево, в Огородне; Знамению – в Елеонке. Богородичные образы, как и вся иконопись, органично включены в формирующуюся и обновляемую культуру Ветки, воплощают новые стилистические тенденции, свойственные её развитию, отражают представления старообрядцев Ветки о мире и о месте человека в нём, о Церкви, "ради которой весь мир и создан был" ("Пастырь" Ермы). Несмотря на непрекращающиеся гонения на ветковцев, на всю историческую драматичность её судьбы, вся культура Ветки пронизана неистощимой и искрящейся красотой и радостью, питающей, насыщающей и вдохновляющей на жизнь и творческие свершения.



Посмотрите нашу фотогалерею