Прошедшие выставки музея

Выставка "Птица на Ветке"

вкл. .

Птица на Ветке

(Образ птицы в ветковских рукописях)

Духовные устремления Ветки изначально были направлены на преодоление трагизма раскола, восстановление порушенного мира, целостности бытия, прежде всего, в душе человека. И один из путей, позволяющих это сделать, заключался не в уходе от мира, а в его устроении через идею образного воплощения райского града на земле. Возможно, поиски райской страны, которую старообрядцы называли Беловодьем, привели их в эти "пустые и зверопаственные места".

Выставка "Купола"

вкл. .

"Купола"

Образ дома и храма в ветковской иконописи

Проект "Купола" по-новому поставил вопросы к теме нашего давнего увлечения - феномена живописных икон с врезными литыми образками.

Ведь все эти "артобъекты", по сути, своеобразные микрокосмы, где темы "мир-дом-миф" взаимопроявляют друг друга. Да, они - модели мироздания и собственно дома-жилья, вплоть до дома души человеческой. От целебного киотца с литьём в домашних иконостасах - до роскошно цветущего райского сада, входящего в дом в виде резного золочёного киота.

Выставка «Аз, буки, веди. Глаголь – добро» в филиале музея

вкл. .

Выставка - Аз, буки, веди. Глаголь – добро

Теме «Обучение грамоте в старообрядческой среде Ветки» посвящена выставка «Аз, буки, веди. Глаголь – добро» в филиале Ветковского музея в Гомеле.

Тот факт, что в Ветковском регионе существовала развитая книжная культура и книжное искусство, не вызывает сегодня никакого сомнения. Но это было бы невозможно без постоянного и непрерывного процесса обучения грамоте. В старообрядческой среде прекрасно понимали, что только она способна открыть великий мир традиционных знаний.

Имея огромную потребность в овладении знаниями, грамотностью и, прежде всего, церковно-славянским языком, старообрядцы практически не имели возможности создавать свои школы, поэтому обучение происходило несколькими путями, связанными, в основном, с домом, семьей, церковью и, конечно же, с монастырями там, где они были.

Раскрытию этой интереснейшей и сложной теме способствовали уникальнейшие материалы, представленные на выставке. Это – прописи XVIII в., свидетельствующие о процессе обучения правописанию, копии документов XIX в., связанных с проблематикой обучения; книги XVII – XIX вв., по которым не только учились грамоте в старообрядческой среде, но затем и читали их на протяжении всей жизни как «душеполезную» литературу, а также учебники начала XX в. и многие другие предметы, способствующие приблизить нас к нашим предкам, а значит лучше узнать и понять их.

Выставка "Душа по радужному мосту..."

вкл. .

Автор этнографического очерка о Ветке Иван Абрамов еще в 1907 видел здесь "богатые древние женские уборы: … красивые парчовые кокошники с сеткой жемчуга, спускавшейся на глаза, … огромные жемчужные сережки, так называемые "корзинки" и "малинки".

Любили "одевать" и иконы. Оклады, точнее, "ризы" на образа, шили бисером и "жемчугом". Искусство их изготовления известно на Ветке, по словам старожилов, "с праку веку", т.е. изначально. Восходя еще к византийским, а затем и древнерусским образцам, шитьё во многом сохраняет архаические приемы до 1930-х гг. В Ветковском музее восстановили старинные местные технологии и реставрируют уникальные произведения искусства.

Выставка "Голоса ушедших деревень"

вкл. .

"Голоса ушедших деревень" – одно из крупнейших "творений" нашего музея. Проект начался в результате "аварийной" ситуации. Когда мы поняли, что Чернобыльская катастрофа не прошла мимо Ветковщины. Правда, тогда еще не было ясно, насколько масштабным является радиационное загрязнение региона. Вместе со спецкомандами по дезактивации населенных пунктов ездили и научные сотрудники музея, хотя они и не получали такого приказа. Интуиция подсказывала, что многие белорусские деревни, старообрядческие слободы и шляхетские околицы обречены на выселение. Так в фонды музея попали иконы, рукописные и старопечатные книги, предметы традиционной одежды и узорного ткачества, фрагменты архитектурного декора, различные бытовые предметы и инструмент. А вместе с материальной культурой мы стремились зафиксировать свидетельства устного творчества: песни, легенды, предания, рассказы.

Выставка "Шитье как жизнь"

вкл. .

Филиал Ветковского музея в очередной раз рад представить работы гомельских мастеров. На этот раз посетители музея будут иметь возможность творчески насладиться работами гомельчанки Светланы Борозны, которая довольно долгое время занимается техникой лоскутного шитья ("пэчворк").

Как рассказывает сама мастер, рукоделием занималась всегда, даже в самом маленьком возрасте. В арсенале Светланы Георгиевны и иглы с цветными нитками, и спицы, и крючки, и "вилки" для вязания, и лоза с приспособлениями для плетения, бумага, ткань, ножницы … Этот ряд можно продолжать бесконечно. Но самое близкое и "теплое" - это лоскутное шитье. Старые платья, пальто, брюки, юбки, что "захламляют" наши шкафы, Светлана Баразна мастерски превращает в шедевры интерьерного декора. Многие вещи могут служить как утилитарной вещью (салфетки под горячее, пледы, косметички, подушечки), так и быть достойным украшением для дивана или целого дома.

Выставка "Да будет твердь посреди воды…"

вкл. .

Новая выставка в филиале Ветковского музея предлагает посетителям погрузиться в "философию" керамики Александра Новгородского.

Самый древний предмет из обожжёной глины - керамическая статуэтка "Вестоницкой Венеры" - датируется 29 - 25 тысячелетием до нашей эры. Видимо, за всё время существования креамики как ремесла эта сфера сформировала не только определённые технологические каноны, но и своеобразную "эстетику" и "мифологию". По "народной" Библии, именно из глины был сделан первый человек. Возможно поэтому от многих художников-керамистов очень часто можно услышать: "Глина - это живой материал"

Выставка "Евангелие. Книга на все времена"

вкл. .

Пожалуй, нет в мире больше ни одной другой книги, вызывающей столько же страстей, споров, толкований. Во все времена она магически притягивала к себе тысячи и тысячи человеческих душ, стремившихся к познанию истины. На каждом этапе своей жизни мы вновь и вновь возвращаемся к этим текстам, пытаясь понять философскую глубину, мудрость, заключенные в иносказательном языке. Книги евангелистов полны притчей, афоризмов, которые и сегодня живут в наших речах. Вот только некоторые из них: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным», «Имеющий уши слышать, да услышит», «Кто не против вас, тот за вас», «Нет пророков в своем отечестве», «Не судите, да не судимы будете», «Многие будут первые последними, и последние первыми», «Кто без греха, первый брось камень», «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Выставка "Дивен Бог во святых Своих"

вкл. .

Выставка "Дивен Бог во святых Своих" стала совместным проектом Ветковского музея и Гомельской епархии Белорусской Православной Церкви.

Тематические блоки посвящены особо почитаемым святым в народе: Николаю Чудотворцу, Илье пророку, Георгию Победоносцу, Варваре великомученице; отдельным Богородичным иконографиям, явленным на нашей земле; Покрову Пресвятой Богородицы – великому празднику в Русской Православной Церкви; св. кн. Александру Невскому; прп. Сергию Радонежскому; прп. Серафиму Саровскому; недавно прославленным Церковью святым – Алексею Лельчицкому и Иоанну Кормянскому.

Выставка "Прикосновение к прекрасному"

вкл. .

"Прикосновение к прекрасному" - именно так называется выставка авторской живописи и вышивки гомельчанки Анны Пугачевой.

Удивительнейшим образом эта мастерица позволяет каждому, кто соприкасается с её работами, заглянуть в мир прекрасного. С одной стороны - хрупкого и нежного, а с другой - мощного и импульсивного искусства. Каждый штрих карандаша или пера, каждый мазок кистью, каждый шов нитью заманивает нас постичь внутреннюю красоту работ Анны Пугачевой.

Выставка "Переплётных дел мастера. Искусство украшения книг"

вкл. .

Переплет – древнейший элемент книги – является одной из главных составляющих в ее структуре. Он завершает цельность художественного образа книги. Это те "одежды", которые не только позволяют получить первое впечатление от книги, но, самое главное, дают ей возможность прожить не одну сотню лет. Именно как к одеждам, способным не только украсить, но и защитить книгу, относились к переплету в старообрядческой народной среде.

Выставка "Два художника: разговор через годы"

вкл. .

Художник - одна из самых древних профессий на земле. Искусство теряет смысл, если перестает воздействовать. 30 000 лет на зрителей воздействуют наскальные рисунки, сделанные неизвестным художником в пещере Шаве во Франции. Современные художники мостят мосты между человеком и космосом, постигая самих себя.

Для авторов выставки «Два художники: речь через годы» Алеся Цыркунова и Федора Шклярова искусство - это способ жизни. Большим чудом стало то, что им посчастливилось встретиться, некоторое время ходить по одним и тем же ветковским тропинкам и улицам, а прежде всего - быть рядом духовно, испытывать понимание и поддержку друг друга (вещь довольно редкая).

Выставка "Огневидные и огнепальные"

вкл. .

Образ огня в судьбе и искусстве Ветки – ярок и выразителен. Это одна из символических констант местной культуры. Огнеликий всадник на иконе «Архангел Михаил-Воевода» побеждает духа зла в последнем бою Апокалипсиса. И Победа радостна и убедительна.

Редчайшая, ветковская по иконографии огнеликая Богородица «Огневидная» – отвечает словам молитвы “Радуйся, заре умного солнца, Радуйся, вместилище божественного огня… Радуйся, свеще, яко тьму бесовскую отогнала еси”. Полагают также, что Ветка единственная сохранила и развила древнюю иконографию. Памятники “Огневидной” исполнены в разных техниках, уборах, индивидуальных почерках художников XVIII– XIX вв.

Выставка "Хлебом единым…"

вкл. .

"Хлебом единым …" - новый выставочный проект Ветковского музея, который стал результатом многолетнего изучения Культа Хлеба в жизни человека-земледельца.

Хлеб - наиболее сакрализованный вид пищи, символ благополучия, счастья достатка. Именно зерно, каша, хлеб как символ земного достатка человека сопровождали его на всем жизненном пути.

Выставка «Дорога длиною в 400 лет»

вкл. .

Собрание печатных и рукописных памятников XVI–начала XX в. Ветковского музея насчитывает сегодня более 500 ед. хранения.

При виде старопечатных и рукописных книг всегда возникают многочисленные вопросы. Какими путями длиною в 300 – 400 и более лет шли они к нам? Чьи судьбы и жизни разделяли? Кто держал их в руках, читал, хранил, оберегал?

Выставка «Бог крестьянский, христианский. Бабичская икона»

вкл. .

В Национальном художественном музее Республики Беларусь, с 20 января по 27 февраля 2014г.

Выставка «Бог крестьянский, христианский. Бабичская икона» представляет собой итог совместного проекта двух музеев Гомельщины – Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова и Чечерского историко-этнографического музея.

Выставка "Влюбленный в жизнь"

вкл. .

28 ноября 2013 г. Ветковский музей отмечает 35 лет со дня своего основания. Выставка "Влюбленный в жизнь" посвящена Федору Григорьевичу Шклярову - основателю музея, первому его директору.

Образные экспозиции выставки раскрывают личность Федора Григорьевича. Он представлен во всем многообразии своей деятельности и увлечений. За всю жизнь Ф.Г. Шкляров овладел десятками профессий: столяр, плотник, каменщик, краснодеревщик, маляр, штукатур, фотограф, резчик по дереву, оформитель… И над всем этим - страсть к рисованию с раннего детства и до последних дней. Но получить художественного образования ему не удалось из-за военного и сурового послевоенного времени. В 1960-е годы Ф.Г. Шкляров увлекся коллекционированием.

Выставка "Не предать забвению…"

вкл. .

Выставка является продолжением авторского проекта музея «Голоса ушедших деревень». Деревень, которых больше нет на карте мира после трагедии на Чернобыльской АЭС. Но, несмотря на это, память об этих местах живет в записях, фотографиях, экспонатах, собранных во время экспедиционных поездок сотрудников музея.

Выставка "У меня есть тоже патефончик…"

вкл. .

В середине XIX века уже существовал телеграф и фотоаппарат. А устройства, записывающего и воспроизводящего звук, по-прежнему не было. Только в 1877 году Томас Альва Эдисон изобрёл свой фонограф. С тех пор аппарат постоянно совершенствовался, и эту эволюцию частично можно проследить благодаря нашей новой выставке.

Выставка "Вы и нас, трудившихся, не забывайте. Книжная гравюра XVI-XIX вв."

вкл. .

Выставка «Вы и нас, трудившихся, не забывайте. Книжная гравюра XVI-XIX вв.» посвящена декору печатной книги – гравюре. В ее понятие входят как фигурные, так и орнаментальные изображения (заставки, концовки, инициалы).

Гравюра возникает вместе с книгопечатанием. По книгам XVI – XIX вв., представленным на выставке можно проследить ее эволюцию. Если первые печатные книги в XVI в. украшали сами печатники, которых называли мастерами «книжного строения», то в более позднее время (XVII-XVIII вв.) к оформлению книг привлекали известных иконописцев, граверов.

Выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX вв.» Пресс-релиз

вкл. .

Фрагмент экспозиции 2012 год – Год книги. В Национальном художественном музее РБ с 23 января по 1 февраля 2012 г. пройдёт выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX вв.». Представляются книжные памятники из фондов Гомельского и Ветковского музеев. (ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» и Учреждение «Ветковский музей народного творчества им. Ф.Г. Шклярова»). Каждый экспонат выставки – безусловная историко-культурная ценность. Книжное искусство. на территории Беларуси насчитывает несколько веков и занимает одно из почетных мест в истории восточнославянских культур. Книгопечатание у нас – самое раннее.

Посетителей ожидает редчайшая возможность познакомиться с подлинными «героями» книжной истории, пришедшими к нам из глубины веков. Это истинные воины Слова. Их «плоть» уязвима почти как человеческая. Но некоторым из хрупких бумажных «памятников», представленных здесь, – около полутысячи лет! В драматических событиях истории немногие каменные сооружения переживают такой возраст.

Выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX века»

вкл. .

ЛетописьКаждый экспонат выставки, представленной Вашему вниманию, – безусловная историко-культурная ценность. В Год книги, объявленный в Республике Беларусь, мы не случайно обращаемся к «книжным темам». Таково и книжное искусство. На территории Беларуси оно насчитывает несколько веков и занимает одно из почетных мест в истории восточнославянских культур. Книгопечатание у нас – самое раннее.

Возможность познакомиться с подлинными «героями», пришедшими к нам из исторической глубины – редчайшая. Чаще всего мы видим древние книги в качестве иллюстраций на страницах современных изданий. Это залог того, что развитие книги не прерывается, и в качестве архетипов мы избираем шедевры старых мастеров. Но здесь, перед Вами – истинные воины Слова. Их «плоть» уязвима почти как человеческая. Но некоторым из хрупких бумажных «памятников», представленных здесь, – около полутысячи лет! В драматических событиях истории немногие каменные сооружения переживают такой возраст.

Выставка «Святой таинственный образ»

вкл. .

Беларускія іконы ХVII – ХХ ст. з фондаў Веткаўскага музея народнай творчасці ім Ф.Р. Шклярава

Собор. Архангел Михаил 1Іконы, прадстаўленыя на выстаўцы ў асноўным паходзяць з паселішчаў Веткаўскага раёна і адносяцца да ХVІІІ – пачатку ХХ стст. Гэта абумоўлена не столькі перыферыйнасцю мясцовай культуры ў перыяд позняга сярэднявечча й Новага часу, колькі складанасцю канфесійных абставінаў ў нашым рэгіёне, а галоўнае, лёсам паселішчаў, што прайшлі праз войны і пажары апошняга стагоддзя. Гістарычная і канфесійная размаітасць культурных традыцый і сувязяў ў рэгіёне абумовіла існаванне надзвычайнай шматстайнасці твораў іканапісу па іканаграфіі, тэхніцы і стылю. У іх выразна адбіліся этапы працэса ўзаемадзеяння праваслаўнага іканапісу з заходнееўрапейскім жывапісам. Найбольш паслядоўна гэта адбывалася ва ўніяцкім мастацтве: кананічныя сюжэты набывалі этнаграфічны характар, суправаджаліся бытавымі падрабязнасцямі, пры гэтым пераасэнсоўваліся вартасці светлаценевага жывапісу.

У якасці ўзораў кампазіцый шырока выкарыстоўваліся гравюры з беларускіх ды ўкраінскіх друкаваных выданняў. Перад намі масіўныя і спакойныя, эпічна абагульненыя вобразы народных святых – пакравіцеляў земляробства і дамашняга рамяства. У іконах, напісаных сельскімі майстрамі праглядае спадчына беларускай школы іканапісу з яе рэнесанснымі рысамі, альбо традыцыя сармацкага партрэта.

Посмотрите нашу фотогалерею