Прошедшие выставки музея

Выставка "Шитье как жизнь"

вкл. .

Филиал Ветковского музея в очередной раз рад представить работы гомельских мастеров. На этот раз посетители музея будут иметь возможность творчески насладиться работами гомельчанки Светланы Борозны, которая довольно долгое время занимается техникой лоскутного шитья ("пэчворк").

Как рассказывает сама мастер, рукоделием занималась всегда, даже в самом маленьком возрасте. В арсенале Светланы Георгиевны и иглы с цветными нитками, и спицы, и крючки, и "вилки" для вязания, и лоза с приспособлениями для плетения, бумага, ткань, ножницы … Этот ряд можно продолжать бесконечно. Но самое близкое и "теплое" - это лоскутное шитье. Старые платья, пальто, брюки, юбки, что "захламляют" наши шкафы, Светлана Баразна мастерски превращает в шедевры интерьерного декора. Многие вещи могут служить как утилитарной вещью (салфетки под горячее, пледы, косметички, подушечки), так и быть достойным украшением для дивана или целого дома.

Выставка "Да будет твердь посреди воды…"

вкл. .

Новая выставка в филиале Ветковского музея предлагает посетителям погрузиться в "философию" керамики Александра Новгородского.

Самый древний предмет из обожжёной глины - керамическая статуэтка "Вестоницкой Венеры" - датируется 29 - 25 тысячелетием до нашей эры. Видимо, за всё время существования креамики как ремесла эта сфера сформировала не только определённые технологические каноны, но и своеобразную "эстетику" и "мифологию". По "народной" Библии, именно из глины был сделан первый человек. Возможно поэтому от многих художников-керамистов очень часто можно услышать: "Глина - это живой материал"

Выставка "Дивен Бог во святых Своих"

вкл. .

Выставка "Дивен Бог во святых Своих" стала совместным проектом Ветковского музея и Гомельской епархии Белорусской Православной Церкви.

Тематические блоки посвящены особо почитаемым святым в народе: Николаю Чудотворцу, Илье пророку, Георгию Победоносцу, Варваре великомученице; отдельным Богородичным иконографиям, явленным на нашей земле; Покрову Пресвятой Богородицы – великому празднику в Русской Православной Церкви; св. кн. Александру Невскому; прп. Сергию Радонежскому; прп. Серафиму Саровскому; недавно прославленным Церковью святым – Алексею Лельчицкому и Иоанну Кормянскому.

Выставка "Прикосновение к прекрасному"

вкл. .

"Прикосновение к прекрасному" - именно так называется выставка авторской живописи и вышивки гомельчанки Анны Пугачевой.

Удивительнейшим образом эта мастерица позволяет каждому, кто соприкасается с её работами, заглянуть в мир прекрасного. С одной стороны - хрупкого и нежного, а с другой - мощного и импульсивного искусства. Каждый штрих карандаша или пера, каждый мазок кистью, каждый шов нитью заманивает нас постичь внутреннюю красоту работ Анны Пугачевой.

Выставка "Переплётных дел мастера. Искусство украшения книг"

вкл. .

Переплет – древнейший элемент книги – является одной из главных составляющих в ее структуре. Он завершает цельность художественного образа книги. Это те "одежды", которые не только позволяют получить первое впечатление от книги, но, самое главное, дают ей возможность прожить не одну сотню лет. Именно как к одеждам, способным не только украсить, но и защитить книгу, относились к переплету в старообрядческой народной среде.

Выставка "Два художника: разговор через годы"

вкл. .

Художник - одна из самых древних профессий на земле. Искусство теряет смысл, если перестает воздействовать. 30 000 лет на зрителей воздействуют наскальные рисунки, сделанные неизвестным художником в пещере Шаве во Франции. Современные художники мостят мосты между человеком и космосом, постигая самих себя.

Для авторов выставки «Два художники: речь через годы» Алеся Цыркунова и Федора Шклярова искусство - это способ жизни. Большим чудом стало то, что им посчастливилось встретиться, некоторое время ходить по одним и тем же ветковским тропинкам и улицам, а прежде всего - быть рядом духовно, испытывать понимание и поддержку друг друга (вещь довольно редкая).

Выставка "Огневидные и огнепальные"

вкл. .

Образ огня в судьбе и искусстве Ветки – ярок и выразителен. Это одна из символических констант местной культуры. Огнеликий всадник на иконе «Архангел Михаил-Воевода» побеждает духа зла в последнем бою Апокалипсиса. И Победа радостна и убедительна.

Редчайшая, ветковская по иконографии огнеликая Богородица «Огневидная» – отвечает словам молитвы “Радуйся, заре умного солнца, Радуйся, вместилище божественного огня… Радуйся, свеще, яко тьму бесовскую отогнала еси”. Полагают также, что Ветка единственная сохранила и развила древнюю иконографию. Памятники “Огневидной” исполнены в разных техниках, уборах, индивидуальных почерках художников XVIII– XIX вв.

Выставка "Хлебом единым…"

вкл. .

"Хлебом единым …" - новый выставочный проект Ветковского музея, который стал результатом многолетнего изучения Культа Хлеба в жизни человека-земледельца.

Хлеб - наиболее сакрализованный вид пищи, символ благополучия, счастья достатка. Именно зерно, каша, хлеб как символ земного достатка человека сопровождали его на всем жизненном пути.

Выставка «Дорога длиною в 400 лет»

вкл. .

Собрание печатных и рукописных памятников XVI–начала XX в. Ветковского музея насчитывает сегодня более 500 ед. хранения.

При виде старопечатных и рукописных книг всегда возникают многочисленные вопросы. Какими путями длиною в 300 – 400 и более лет шли они к нам? Чьи судьбы и жизни разделяли? Кто держал их в руках, читал, хранил, оберегал?

Выставка «Бог крестьянский, христианский. Бабичская икона»

вкл. .

В Национальном художественном музее Республики Беларусь, с 20 января по 27 февраля 2014г.

Выставка «Бог крестьянский, христианский. Бабичская икона» представляет собой итог совместного проекта двух музеев Гомельщины – Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова и Чечерского историко-этнографического музея.

Выставка "Влюбленный в жизнь"

вкл. .

28 ноября 2013 г. Ветковский музей отмечает 35 лет со дня своего основания. Выставка "Влюбленный в жизнь" посвящена Федору Григорьевичу Шклярову - основателю музея, первому его директору.

Образные экспозиции выставки раскрывают личность Федора Григорьевича. Он представлен во всем многообразии своей деятельности и увлечений. За всю жизнь Ф.Г. Шкляров овладел десятками профессий: столяр, плотник, каменщик, краснодеревщик, маляр, штукатур, фотограф, резчик по дереву, оформитель… И над всем этим - страсть к рисованию с раннего детства и до последних дней. Но получить художественного образования ему не удалось из-за военного и сурового послевоенного времени. В 1960-е годы Ф.Г. Шкляров увлекся коллекционированием.

Выставка "Не предать забвению…"

вкл. .

Выставка является продолжением авторского проекта музея «Голоса ушедших деревень». Деревень, которых больше нет на карте мира после трагедии на Чернобыльской АЭС. Но, несмотря на это, память об этих местах живет в записях, фотографиях, экспонатах, собранных во время экспедиционных поездок сотрудников музея.

Выставка "У меня есть тоже патефончик…"

вкл. .

В середине XIX века уже существовал телеграф и фотоаппарат. А устройства, записывающего и воспроизводящего звук, по-прежнему не было. Только в 1877 году Томас Альва Эдисон изобрёл свой фонограф. С тех пор аппарат постоянно совершенствовался, и эту эволюцию частично можно проследить благодаря нашей новой выставке.

Выставка "Вы и нас, трудившихся, не забывайте. Книжная гравюра XVI-XIX вв."

вкл. .

Выставка «Вы и нас, трудившихся, не забывайте. Книжная гравюра XVI-XIX вв.» посвящена декору печатной книги – гравюре. В ее понятие входят как фигурные, так и орнаментальные изображения (заставки, концовки, инициалы).

Гравюра возникает вместе с книгопечатанием. По книгам XVI – XIX вв., представленным на выставке можно проследить ее эволюцию. Если первые печатные книги в XVI в. украшали сами печатники, которых называли мастерами «книжного строения», то в более позднее время (XVII-XVIII вв.) к оформлению книг привлекали известных иконописцев, граверов.

Выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX вв.» Пресс-релиз

вкл. .

Фрагмент экспозиции 2012 год – Год книги. В Национальном художественном музее РБ с 23 января по 1 февраля 2012 г. пройдёт выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX вв.». Представляются книжные памятники из фондов Гомельского и Ветковского музеев. (ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» и Учреждение «Ветковский музей народного творчества им. Ф.Г. Шклярова»). Каждый экспонат выставки – безусловная историко-культурная ценность. Книжное искусство. на территории Беларуси насчитывает несколько веков и занимает одно из почетных мест в истории восточнославянских культур. Книгопечатание у нас – самое раннее.

Посетителей ожидает редчайшая возможность познакомиться с подлинными «героями» книжной истории, пришедшими к нам из глубины веков. Это истинные воины Слова. Их «плоть» уязвима почти как человеческая. Но некоторым из хрупких бумажных «памятников», представленных здесь, – около полутысячи лет! В драматических событиях истории немногие каменные сооружения переживают такой возраст.

Выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX века»

вкл. .

ЛетописьКаждый экспонат выставки, представленной Вашему вниманию, – безусловная историко-культурная ценность. В Год книги, объявленный в Республике Беларусь, мы не случайно обращаемся к «книжным темам». Таково и книжное искусство. На территории Беларуси оно насчитывает несколько веков и занимает одно из почетных мест в истории восточнославянских культур. Книгопечатание у нас – самое раннее.

Возможность познакомиться с подлинными «героями», пришедшими к нам из исторической глубины – редчайшая. Чаще всего мы видим древние книги в качестве иллюстраций на страницах современных изданий. Это залог того, что развитие книги не прерывается, и в качестве архетипов мы избираем шедевры старых мастеров. Но здесь, перед Вами – истинные воины Слова. Их «плоть» уязвима почти как человеческая. Но некоторым из хрупких бумажных «памятников», представленных здесь, – около полутысячи лет! В драматических событиях истории немногие каменные сооружения переживают такой возраст.

Выставка «Святой таинственный образ»

вкл. .

Беларускія іконы ХVII – ХХ ст. з фондаў Веткаўскага музея народнай творчасці ім Ф.Р. Шклярава

Собор. Архангел Михаил 1Іконы, прадстаўленыя на выстаўцы ў асноўным паходзяць з паселішчаў Веткаўскага раёна і адносяцца да ХVІІІ – пачатку ХХ стст. Гэта абумоўлена не столькі перыферыйнасцю мясцовай культуры ў перыяд позняга сярэднявечча й Новага часу, колькі складанасцю канфесійных абставінаў ў нашым рэгіёне, а галоўнае, лёсам паселішчаў, што прайшлі праз войны і пажары апошняга стагоддзя. Гістарычная і канфесійная размаітасць культурных традыцый і сувязяў ў рэгіёне абумовіла існаванне надзвычайнай шматстайнасці твораў іканапісу па іканаграфіі, тэхніцы і стылю. У іх выразна адбіліся этапы працэса ўзаемадзеяння праваслаўнага іканапісу з заходнееўрапейскім жывапісам. Найбольш паслядоўна гэта адбывалася ва ўніяцкім мастацтве: кананічныя сюжэты набывалі этнаграфічны характар, суправаджаліся бытавымі падрабязнасцямі, пры гэтым пераасэнсоўваліся вартасці светлаценевага жывапісу.

У якасці ўзораў кампазіцый шырока выкарыстоўваліся гравюры з беларускіх ды ўкраінскіх друкаваных выданняў. Перад намі масіўныя і спакойныя, эпічна абагульненыя вобразы народных святых – пакравіцеляў земляробства і дамашняга рамяства. У іконах, напісаных сельскімі майстрамі праглядае спадчына беларускай школы іканапісу з яе рэнесанснымі рысамі, альбо традыцыя сармацкага партрэта.

Выставка «Душа по радужному мосту…»

вкл. .

В Национальном художественном музее Республики Беларусь – выставка:
«Душа по радужному мосту…»

Ветковское шитьё жемчугом и бисером XVIII – XX вв. из фондов Ветковского музея
и частных коллекций. С 12 апреля по 11 июня 2012 г.

Душа по радужному мосту…Автор этнографического очерка о Ветке Иван Абрамов еще в 1907 видел здесь "богатые древние женские уборы: … красивые парчовые кокошники с сеткой жемчуга, спускавшейся на глаза, … огромные жемчужные сережки, так называемые "корзинки" и «малинки».
Любили «одевать» и иконы. Оклады, точнее, «ризы» на образа, шили бисером и "земчугом". Искусство их изготовления известно на Ветке, по словам старожилов, "с праку веку", т.е. изначально. Восходя еще к византийским, а затем и древнерусским образцам, шитьё во многом сохраняет архаические приемы до 1930-х гг. В Ветковском музее восстановили старинные местные технологии и реставрируют уникальные произведения искусства.

Когда «иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир», мастерством шитья славились старообрядческие монастыри. Расширяясь, подобно кругам по воде, искусство это захватывало все слои ветковской культуры – шили и в посадах, и в слободах. Так каноническая система символического смысла наполнилась могучим дыханием народной культуры. Шили золотными нитками, речным жемчугом и бисером, «сажали» камнями и цветными стеклами. «Риза» теперь покрывает весь оклад: представляет и одеяния, и венцы, и окружающую фигуры среду, в которую они как бы погружены, как в фантастическую пейзажную живопись, выполненную бисером. Нити бисера ложатся плотно, выгибаются по форме предмета, фактурно передают объем. В то же время фон полон вертикальных «струй» бисерных нитей, с явной символикой схождения дождя, росы, света.

Выставка «Ветковская буквица»

вкл. .

(старинные рукописи и работы юных художников)

Ветковская буквицаВыставка «Ветковская буквица» – это совместный проект Ветковского музея народного творчества им. Ф.Г. Шклярова и детской художественной школы г. Гомеля.

Рукописная книга в культуре Ветки – явление уникальное. Рукописи здесь создавались с начала XVIIIв. по конец 1930-х годов.

Освоив рукописные традиции Древней Руси, взяв за основу старопечатный орнамент, впитав традиции народного искусства, Ветка создала свой оригинальный стиль в оформлении рукописных книг. Высокохудожественные цельные произведения рождались в ветковских монастырях в XVIIIв. В XIXв. из монастырских скрипториев книжное искусство переходит в дома слобожан. Слободские мастера сохраняют высокий уровень декоративного оформления певческих рукописей.

Книга – это райский сад, поэтому образ райского сада – главный на страницах каждой рукописи. Он проявляется и в радостном колорите с характерным сочетанием бирюзовых и терракотовых оттенков, и в обилии райских птиц, и в сочетании реализма и фантастических образов. Одна из лучших ветковских рукописей – «Праздники певчие», написанные на бумаге 1822-23 гг. Сказочные сирины и алконосты, павлины, разгуливающие среди причудливых растений, скачущие белки, поющие птицы – этот радостный, ликующий мир призван восхитить душу человека, вызвать восторг и желание петь «райские песни» по этим древним нотам-крюкам.

Выставка «Душа моя - птах»

вкл. .

Икона, тканый и вышитый рушник, народный костюм,
оконные наличники и многое другое
в толковании главного образа выставки – птицы

Фрагмент выставки «Душа моя - птица» Выставка, открытая на филиале ВМНТ в г.Гомеле в сентябре 2009, одна из семантических. Название ее образное, но глубоко укорененное и насыщенное смыслом в народной культуре: “Душа мая птах”. Предметы разного времени, такие как икона, тканый и вышитый рушник, народный костюм, оконные наличники… собраны здесь для того, чтобы задать один и тот же вопрос, но разным текстом культуры. Однако, чтобы услышать и понять ответы вещей-текстов, нужно уметь понимать их символические языки. Этой работе сотрудники музея отдают не одно десятилетие. А выставка – наша попытка поделиться своим захватывающим чувством нового открытия. Главный образ выставки – птица, а “птичий язык” – один из основных символических языков всего человечества. Тема эта широкая, просторная.

Первые археологические находки изображений птиц на территории Беларуси обозначают для нас интерес к ней как символу еще в III тысячелетии до н.э. А последнюю птичку вышьют, вырежут или нарисуют, видимо, только когда прервется человеческий род. Крылатый образ – воплощение всего духовного в культуре, и в то же время, непрерываемая связь с землей, с материальным миром.

Описание мироздания с помощью “птичьего языка” может открыть современному человеку, его сердцу и глазу, сокровенное о нас самих, ибо много чего культура сохраняет в подсознании, а архетипы– наши помощники, с определенной точки зрения, - забытые культурные тексты.

Выставка «Окно и око»

вкл. .

Культура резного декора деревянного дома на Гомельщине

Архитектурная резьба 1Выставка, как и все проводимые Ветковским музеем, оказалась богатая в экспонатуре, и поэтической, и философской по стилю научного контекста. Она имела векторную направленность не только в прошлое, но и в будущее. Приводились “примеры” старинной красоты резного декора ( наличники и их детали, карнизы, подзоры, решётки калиток, угловые украшения). Прослеживались и исторические, и образные источники, от мифологических мотивов до элементов архитектурных стилей и форм иных искусств: резной мебели, рукописной книги, киота, ткачества, костюма… Но выставка прежде всего задаёт вопросы о смыслах и ценностях искусства предков для современного человека, и о возможности самореализации современных мастеров, об образах архитектурного пространства… Что происходит, когда из жизни вычёркиваются “устаревшие” формы культуры? Не обедняем ли мы себя, “выравнивая” пространство города по “единому стандарту”?

Выставка предлагает “путешествие”, где главным рассказчиком и спутником выступает традиционный дом – в его образах: дерева, животного и человека, в мифологии колесницы солнца, в его космологических и земных измерениях, древней символике и “модных” ориентировках… О связи внутреннего образа жилища и его внешнего лика…

Выставка «Образ литой, старинный…»

вкл. .

Икона и литьё в древней и старообрядческой традиции

Литые иконы в домовых иконостасахСостоялась совместная выставка Национального художественного музея РБ и Ветковского музея народного творчества. Выставка проходила в Минске, в залах НХМ РБ и была приурочена к презентации изданного НХМ альбома Е. Карпенко “Образ литой, старинный…”. Как известно, древнее искусство создания литых образков после 17 века было продолжено только старообрядцами. На белорусских землях эти памятники известны как археологические находки, а в позднейшие периоды связаны прежде всего со старообрядческими традициями, особенно толком беспоповцев. Культура старообрядческой Ветки и собрание Ветковского музея народного творчества сегодня представляет самую последовательно собранную и изученную традицию старообрядчества на Беларуси. Поэтому приглашение ВМНТ в качестве участника выставки закономерно. Темы выставки предполагают проследить не только исторический контрапункт развития мелкой пластики (материалы, школы), но и стилистические соотносительности иконы живописной и литой, иконографические соответствия, истоки и архаику образов, этнографические подробности бытования.

Среди экспонатов, помимо литья и литья с эмалями, были представлены служебные риснки иконописцев, рукописи, старопечатные книги (украшенные литьём), темперная живопись, живописные киотцы с литьём, иконы со вставками литых образков, крестов, складней.

Посмотрите нашу фотогалерею