Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Ветка, Беларусь

Прошедшие выставки музея

Выставка "От поля до Красного угла" (символика жизни и урожая)

Недаром говорят люди: как посеешь - так и пожнёшь. Жатва становилась своеобразным "моментом истины", когда проверялись все те обрядовые, ритуальные и практические усилия предварительного календарного периода, которые должны были способствовать плода будущего урожая. Но вкладывая в ниву всю свою силу, наши предки надеялись не на ревность рук, но всегда считали хлеб, который мы едим, "ах" хлебам. Также жатву богатую своим песенным репертуаром, обрядовыми действиями, ритуальными объектами, сакральными верованиями. Поэтому символика урожая и урожайности присутствовала в обрядах народного календаря, сопровождала жизнь традиционной семьи.

Чытаць далей

Выставка "Красный угол 2" 2012

В гомельском филиале Ветковского музея народного творчества состоялось открытие новой выставки.

Данный выставочный проект - это работы гомельского художника Олега Боклага, вписанные в контекст традиционной культуры.

Чытаць далей

Выставка "Современная вышивка" Открытие 2012

Вышивка - занятие, которое может затянуть с головой даже современного человека, который имеет не так уж и много свободного времени. Подтверждение тому - работы женщин-гомельчанок, выставленные в филиале Ветковского музея народного творчества.

Четыре женщины - сотрудницы таможни, еще две работают в медицинской сфере. Все называют занятия вышивкой всего лишь своим хобби. Однако при взгляде на работы понимаешь, что у них вложено душа, чувство вкуса и чувство цвета, творческий потенциал и талант.

Подробнее

Выставка «Миколина трава» 2012

Миколина трава 91Кто в доме хозяин? — В филиале Ветковского музея открылась выставка "Миколина трава"

Святой Николай - один из самых главных святых. С ним человек чаще всего общался, его икону можно найти почти в любой деревенском доме. Сегодня в экспозиционном зале филиала представлены результаты многолетней работы музея, связанной с образом Николая.

В начале открытия выставки своими воспоминаниями делится Светлана Ивановна Леонтьева:
- Очень давно, когда мы однажды зашли в один дом, я увидела на шкафу старые книги. Оказалось, что это издания XVII века! Сразу руки задрожали, глаза заблестели: нужно просить отдать в музей. Хозяйка согласилась, но поставила условия, одна из которых - привезти взамен "Миколово житие".

Светлана Ивановна съездила в Ветку, нашла житие XIX века и вернулась с ним к хозяйке:
- Она взяла его в руки и тут же заплакала. И сказала: "Ну вот, наконец хозяин появился в доме".
Поэтому образ Николая как хозяина - не выдумка сотрудников. Да и вообще к Николаю в народе относятся с большим нежностью: наделяют его ласковыми эпитетами, два праздника в год посвященный этому святому.

Подробнее

Выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX вв.» Пресс-релиз

Фрагмент экспозиции Книжная культура Ветки2012 год – Год книги. В Национальном художественном музее РБ с 23 января по 1 февраля 2012 г. пройдёт выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX вв.». Представляются книжные памятники из фондов Гомельского и Ветковского музеев. (ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» и Учреждение «Ветковский музей народного творчества»). Каждый экспонат выставки – безусловная историко-культурная ценность. Книжное искусство. на территории Беларуси насчитывает несколько веков и занимает одно из почетных мест в истории восточнославянских культур. Книгопечатание у нас – самое раннее.

Посетителей ожидает редчайшая возможность познакомиться с подлинными «героями» книжной истории, пришедшими к нам из глубины веков. Это истинные воины Слова. Их «плоть» уязвима почти как человеческая. Но некоторым из хрупких бумажных «памятников», представленных здесь, – около полутысячи лет! В драматических событиях истории немногие каменные сооружения переживают такой возраст.

Подробнее

Выставка «Шедевры книжного искусства XVI – начала XX века»

ЛетописьКаждый экспонат выставки, представленной Вашему вниманию, – безусловная историко-культурная ценность. В Год книги, объявленный в Республике Беларусь, мы не случайно обращаемся к «книжным темам». Таково и книжное искусство. На территории Беларуси оно насчитывает несколько веков и занимает одно из почетных мест в истории восточнославянских культур. Книгопечатание у нас – самое раннее.

Возможность познакомиться с подлинными «героями», пришедшими к нам из исторической глубины – редчайшая. Чаще всего мы видим древние книги в качестве иллюстраций на страницах современных изданий. Это залог того, что развитие книги не прерывается, и в качестве архетипов мы избираем шедевры старых мастеров. Но здесь, перед Вами – истинные воины Слова. Их «плоть» уязвима почти как человеческая. Но некоторым из хрупких бумажных «памятников», представленных здесь, – около полутысячи лет! В драматических событиях истории немногие каменные сооружения переживают такой возраст.

Подробнее

Выставка «Святой таинственный образ»

Беларускія іконы ХVII – ХХ ст. з фондаў Веткаўскага музея народнай творчасці

Собор. Архангел Михаил 1Іконы, прадстаўленыя на выстаўцы ў асноўным паходзяць з паселішчаў Веткаўскага раёна і адносяцца да ХVІІІ – пачатку ХХ стст. Гэта абумоўлена не столькі перыферыйнасцю мясцовай культуры ў перыяд позняга сярэднявечча й Новага часу, колькі складанасцю канфесійных абставінаў ў нашым рэгіёне, а галоўнае, лёсам паселішчаў, што прайшлі праз войны і пажары апошняга стагоддзя. Гістарычная і канфесійная размаітасць культурных традыцый і сувязяў ў рэгіёне абумовіла існаванне надзвычайнай шматстайнасці твораў іканапісу па іканаграфіі, тэхніцы і стылю. У іх выразна адбіліся этапы працэса ўзаемадзеяння праваслаўнага іканапісу з заходнееўрапейскім жывапісам. Найбольш паслядоўна гэта адбывалася ва ўніяцкім мастацтве: кананічныя сюжэты набывалі этнаграфічны характар, суправаджаліся бытавымі падрабязнасцямі, пры гэтым пераасэнсоўваліся вартасці светлаценевага жывапісу.

У якасці ўзораў кампазіцый шырока выкарыстоўваліся гравюры з беларускіх ды ўкраінскіх друкаваных выданняў. Перад намі масіўныя і спакойныя, эпічна абагульненыя вобразы народных святых – пакравіцеляў земляробства і дамашняга рамяства. У іконах, напісаных сельскімі майстрамі праглядае спадчына беларускай школы іканапісу з яе рэнесанснымі рысамі, альбо традыцыя сармацкага партрэта.

Подробнее

Выставка «Душа по радужному мосту…» 2012

В Национальном художественном музее Республики Беларусь – выставка:
«Душа по радужному мосту…»

Ветковское шитьё жемчугом и бисером XVIII – XX вв. из фондов Ветковского музея
и частных коллекций. С 12 апреля по 11 июня 2012 г.

Душа по радужному мосту…Автор этнографического очерка о Ветке Иван Абрамов ещё в 1907 видел здесь "богатые древние женские уборы: … красивые парчовые кокошники с сеткой жемчуга, спускавшейся на глаза, … огромные жемчужные сережки, так называемые "корзинки" и «малинки».
Любили «одевать» и иконы. Оклады, точнее, «ризы» на образа, шили бисером и "земчугом". Искусство их изготовления известно на Ветке, по словам старожилов, "с праку веку", т.е. изначально. Восходя ещё к византийским, а затем и древнерусским образцам, шитьё во многом сохраняет архаические приемы до 1930-х гг. В Ветковском музее восстановили старинные местные технологии и реставрируют уникальные произведения искусства.

Когда «иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир», мастерством шитья славились старообрядческие монастыри. Расширяясь, подобно кругам по воде, искусство это захватывало все слои ветковской культуры – шили и в посадах, и в слободах. Так каноническая система символического смысла наполнилась могучим дыханием народной культуры. Шили золотными нитками, речным жемчугом и бисером, «сажали» камнями и цветными стеклами. «Риза» теперь покрывает весь оклад: представляет и одеяния, и венцы, и окружающую фигуры среду, в которую они как бы погружены, как в фантастическую пейзажную живопись, выполненную бисером. Нити бисера ложатся плотно, выгибаются по форме предмета, фактурно передают объем. В то же время фон полон вертикальных «струй» бисерных нитей, с явной символикой схождения дождя, росы, света.

Подробнее

Выставка «Ветковская буквица» 2012

(Старинные рукописи и работы юных художников)

Ветковская буквицаВыставка «Ветковская буквица» – это совместный проект Ветковского музея народного творчества и детской художественной школы г. Гомеля.

Рукописная книга в культуре Ветки – явление уникальное. Рукописи здесь создавались с начала XVIIIв. по конец 1930-х годов.

Освоив рукописные традиции Древней Руси, взяв за основу старопечатный орнамент, впитав традиции народного искусства, Ветка создала свой оригинальный стиль в оформлении рукописных книг. Высокохудожественные цельные произведения рождались в ветковских монастырях в XVIIIв. В XIXв. из монастырских скрипториев книжное искусство переходит в дома слобожан. Слободские мастера сохраняют высокий уровень декоративного оформления певческих рукописей.

Подробнее

Выставка «Душа моя - птах» 2012

Икона, тканый и вышитый рушник, народный костюм, оконные наличники
и многое другое в толковании главного образа выставки – птицы

Фрагмент выставки «Душа моя - птица» Выставка, открытая на филиале ВМНТ в г.Гомеле в сентябре 2009, одна из семантических. Название её образное, но глубоко укорененное и насыщенное смыслом в народной культуре: “Душа мая птах”. Предметы разного времени, такие как икона, тканый и вышитый рушник, народный костюм, оконные наличники… собраны здесь для того, чтобы задать один и тот же вопрос, но разным текстом культуры. Однако, чтобы услышать и понять ответы вещей-текстов, нужно уметь понимать их символические языки. Этой работе сотрудники музея отдают не одно десятилетие. А выставка – наша попытка поделиться своим захватывающим чувством нового открытия. Главный образ выставки – птица, а “птичий язык” – один из основных символических языков всего человечества. Тема эта широкая, просторная.

Подробнее

Выставка «Окно и око» 2012

Культура резного декора деревянного дома на Гомельщине

Архитектурная резьба 1Выставка, как и все проводимые Ветковским музеем, оказалась богатая в экспонатуре, и поэтической, и философской по стилю научного контекста. Она имела векторную направленность не только в прошлое, но и в будущее. Приводились “примеры” старинной красоты резного декора ( наличники и их детали, карнизы, подзоры, решётки калиток, угловые украшения). Прослеживались и исторические, и образные источники, от мифологических мотивов до элементов архитектурных стилей и форм иных искусств: резной мебели, рукописной книги, киота, ткачества, костюма… Но выставка прежде всего задаёт вопросы о смыслах и ценностях искусства предков для современного человека, и о возможности самореализации современных мастеров, об образах архитектурного пространства… Что происходит, когда из жизни вычёркиваются “устаревшие” формы культуры? Не обедняем ли мы себя, “выравнивая” пространство города по “единому стандарту”?

Подробнее

Выставка «Образ литой, старинный…»

Икона и литьё в древней и старообрядческой традиции

Литые иконы в домовых иконостасахСостоялась совместная выставка Национального художественного музея РБ и Ветковского музея народного творчества. Выставка проходила в Минске, в залах НХМ РБ и была приурочена к презентации изданного НХМ альбома Е. Карпенко “Образ литой, старинный…”. Как известно, древнее искусство создания литых образков после 17 века было продолжено только старообрядцами. На белорусских землях эти памятники известны как археологические находки, а в позднейшие периоды связаны прежде всего со старообрядческими традициями, особенно толком беспоповцев. Культура старообрядческой Ветки и собрание Ветковского музея народного творчества сегодня представляет самую последовательно собранную и изученную традицию старообрядчества на Беларуси. Поэтому приглашение ВМНТ в качестве участника выставки закономерно. Темы выставки предполагают проследить не только исторический контрапункт развития мелкой пластики (материалы, школы), но и стилистические соотносительности иконы живописной и литой, иконографические соответствия, истоки и архаику образов, этнографические подробности бытования.

Среди экспонатов, помимо литья и литья с эмалями, были представлены служебные риснки иконописцев, рукописи, старопечатные книги (украшенные литьём), темперная живопись, живописные киотцы с литьём, иконы со вставками литых образков, крестов, складней.

Подробнее

Выставка «Муж. Мужчина. Воин» 2012

Иконописный образ в традиционной среде

Чудо Георгия о змие. XIX в.Слово ‘муж’ прежде означало мужчину. Понятия ‘мужество’, ‘мужаться’ обозначают волевые и нравственные качества. ‘Муж’ в браке – защитник семьи и родного дома. Традиции воспитания патриотизма – много веков. Издревле она аккумулируется в образах святых воинов. Отделённые друг от друга сотнями лет и тысячами километров они соприсутствуют в ней как «всё святое воинство». Само слово ‘подвиг’– христианского происхождения. Связь между реальным ратником и его небесным воином-заступником – в духовной силе, даруемой земному солдату: совершить «святое дело», превозмочь силы зла. Добровольный, собственный выбор – «даже и до крови», готовность к смерти за идею и свободу, одержание победы над духовным врагом, верность данному слову и Слову Божию – оказываются сильнее любого насилия. В XII – XIV веках возникает целый ряд святых воинов – воителей «за други своя». Идея национальной независимости рождается в крови и подвигах. Но для народной культуры победа - преодоление беды. Война как нарушение мирового порядка непременно должна быть уничтожена, а сам мир возвращается в круговорот созидания.

Подробнее

Выставка «Шитье жемчугом и бисером»

Икона «Богоматерь Казанская»Ещё со времен раннего христианства самым распространенным видом иконопочитания было украшение икон. С особенной теплотой наряжали иконы Богородицы, привешивая к ним серьги, бусы, крестики, монисты, в знак благодарности и любви. Существовали и другие иконные украшения, имитировавшие женский наряд, как, например, шитые оклады, которые называли «ризами», «одежками». Основным материалом, из которого изготовляли оклады, был жемчуг. Издавна жемчужные иконные украшения – рукоделие женское. В XIX веке для изготовления окладов жемчуг чаще стали заменять бисером – более доступным материалом. Изделия из бисера, которые нисколько не потускнели со временем, и сейчас поражают изяществом и красотой. На нашей выставке представлено 34 предмета.

Это коллекция икон в окладах, шитых бисером и жемчугом, отдельные предметы быта, также украшенные вышивкой из бисера. На выставке мы предлагаем вам получить редкую возможность увидеть вещи, созданные более ста, а то и двухсот лет тому назад, именно в том виде, в каком они вышли из рук мастерицы.

Подробнее

Выставка «По путям древних родов…»

Ф.Г. Шкляров в гостях у старообрядцевИдея нашей выставки оформилась как результат работы коллектива Ветковского музея народного творчества за последние три года в сфере собирательской, исследовательской, просветительской деятельности. Так же называется и многолетний проект Ветковского музея. Проект вырос из экспедиционных традиций, заложенных ещё основателем музея Федором Григорьевичем Шкляровым. От начала основания коллектив музея определял экспедиции приоритетным направлением своей деятельности. Интересно, что когда в 1978 году под экспозицию музея выделили полуразрушенное здание бывшего жилого дома купца Грошикова, для фондовых коллекций в нем не планировалось отдельных помещений. Рассчитывали, что деятельность музея будет ограничиваться только экспонированием уже собранных раритетов. Однако, на самом деле, всё только начиналось.

Сегодня в активе музея – записи и экспонаты из 265 населенных пунктов 18 районов 4 областей Беларуси, России, Украины. Несколько экспедиций из Ветки прошли вдоль древних славянских рек: Сожа, Бесяди, Ипути и их притоков. Участвовали в экспедициях археологи, этнографы, фольклористы. Обобщение опыта, а также лучшие находки 2009 – 2010 годов, реставрированные иконы, расшифрованные узоры, уникальные записи из фондов Ветковского музея народного творчества, который с этого года носит имя своего основателя – Федора Григорьевича Шклярова, на открытой выставке.

Подробнее

Выставка «Любили раньше чаёвничать»

ЧайнаяСамо появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первыми стали употреблять настой листьев пастухи на юге Китая, обратив внимание на животных, которые щиплют листочки с кустов и становятся бодрее. История чая уносит нас в Китай, где уже в 2700 г. до нашей эры в одной китайской рукописи упоминается о чае. По одной из легенд в 1737 г. до нашей эры китайский император кипятил воду в своём саду. В закипевшую воду от порывов ветра с куста слетело несколько листочков. Он попробовал воду и пришел в восторг от приятного вкуса и нежного запаха. Так был открыт чай.

Сегодня чай стал одним из самых популярных напитков в мире. В Европу первые сведения о чае проникли в 1584 г. Его распространению способствовали послы. Первоначально, в 16 веке чай появился в Португалии, затем в 17-м веке в Голландии и Англии. В этом же веке чай появился и в Москве.
Название чая произошло от китайского слова «ча», что значит молодой листок (с чайного куста срывают только почку и 2 самых верхних листа).

Подробнее

Посмотрите нашу фотогалерею

«Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» г. Ветка, Беларусь - Copyright © 2013-2019.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на сайт-источник.