Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Ветка, Беларусь

Прошедшие выставки музея

Выставка “Муж, Мужчина, Воин” 2015

в Национальном художественном музее РБ

Слово "муж" первоначально означало мужчину. Понятия "мужество", "быть мужественным" означают волевые и моральные качества. "Муж" в браке - защитник семьи и дома. Род, родиться, родня, родное место, родина - эти родовые понятия в глубине слово "Родина".

Традиции воспитания патриотизма - много веков. Отделенные друг от друга сотнями лет и тысячами километров, они присутствуют во Вселенной как "все святое воинство". Само слово "подвиг" - христианского происхождения. Связь между реальным Ратникам и его воинам-покровителем - в его духовной силе, что простится земному солдату: совершить "святое дело", пересилит зло. Добровольный, собственный выбор - "даже и до крови", готовность к смерти за идею и свободу, победа над духовным врагом, верность данному слову и Слову Божьему - оказывается сильнее любой насилие. В XII - XIV столетиях возникает целый ряд святых - воинов "за други своя".

Но для народной культуры слово "По-беда" - преодоление беды. Война как нарушение мирового порядка непременно должна быть уничтожена, а сам мир возвращается в круговорот создания. Сотни святых мужей встают в круг-круг календаря земледельческого. Догматика их житийные образцов, конкретные исторические обстоятельства их подвигов пронизываются архаичными токами дохристианских природных ритмов, входят в космологическое прялка работы и праздников. Здесь идеальный образ "возвращается" на землю, становясь рядом с мужчиной - крестьянином, ремесленником, купцом, строителем, художником. Георгий Победоносец отпирает весеннюю землю и ведет "на Юрьеву росу" деревенский стадо, солнечным лучом поблескивая перед его питомцем - пастухом. Грозный Илья гулко разъезжает по каменным и медным небе в колеснице и отвечает за погоду. Николай — Чудотворец - покровитель путешественников - спасает на речных и морских водах. Его эпитет - "помощник". Он и сам является идеалом мужчины - хозяина, мужа, отца. Еще Николай - патрон мастерства: ремесел и земледелия. Ещё - защитник вдов и детей. Власий помогает сохранять стадо, Флор и Лавр - пасут лошадей. Зосима и Савватия Соловецких просили "научить, как пчёл водить". Никита-воин прозван с древности "бесагоном". Мара - справляется с горячкой - "огневицей".

Но есть и культурные функции старых образов. Они сообщают, что потребности духовные неразделимы с жизненным путем: Иоанну Богослову молятся о овладении искусством иконописи, Козьмы и Демьяна - об изучении грамоты. Семью бережет "Батькивщина", праздники образец Родители и Сына. Гурий, Самон и Авив обращаются к верности и семейной любви.

Мужской иконой благословляли рождение мальчика и брак юноши, с ним шел старик в последний путь. Каким "мужским" иконой молились в простых деревенских домах? Как формировались идеалы мужского характера в душах мальчиков, юношей? Изучение местных традиций доказывает: это - настоящий живой духовный процесс.

Эта выставка - только "окошко" в большую тему Традиции: преемственности и наследования. Но алгоритмы культуры, заключенные в прошлом, устремлен в будущее. Они дают нам силу!

Метки:выставка

Посмотрите нашу фотогалерею

Copyright © «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» г. Ветка, Беларусь - 2013-2019.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на сайт-источник.