Древнейшие находки, свидетельствующие о пребывании первобытного человека на Ветковщине, относятся к эпохе палеолита и датируются 100-40 тыс. лет до н. э.
Уникальность книжной культуры Ветки в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX века.
Ветковская икона последовательно вобрала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна и других видов классического изобразительного искусства.
В Ветке, что славилась своими верфями, издавна ценились мастера-якорники. Самыми известными были Ковалёвы, которые обеспечивали якорями не только речной, но и морской рыбацкий флот.
Образ огня близок культуре старообрядцев потому, что это символ духовного пылания, просветлённости божественным огнём. Вся живопись Ветки наполнена любовью к пылающей гамме.
Стеклянные банки для чая, коробки от конфет - упаковка редко сохраняется. По рассказам старожил, в Ветке была тысяча купеческих лавок. Во время же ярмарок из окрсетных деревень приезжали в 2-3 часа ночи, чтобы занять место ближе к центру.
Мотив райского сада стал главным образным моментом, который объединил древнюю символику иконы с натурализмом орнамента барокко. Мастерство резки позолоченных киотов - "садов" на Ветке передавалось от отца к сыну.
Растительный узор на одеждах святых то тщательно «тчётся» чеканами, гравируется и чернится, воспроизводя старинную парчу, то оборачивается живыми ветками с цветами.
Ветка основана русскими переселенцами в 1683 г. Долгое время была духовным и культурным центром всего старообрядчества, оставаясь символом свободы и вдохновения для многих "единоверцев" на территории России.
Музей в Ветке был основан благодаря инициативе Фёдора Григорьевича Шклярова, коренного ветковчанина. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.
Праздник летнего солнцеворота, известный всей Европе, у нас называется Купалье. Это ночной обряд, он сохранился в разных вариантах. Пели песни, девушки пускали по воде венки со свечами, молодёжь танцевала, жгли костёр и прыгали через огонь.
Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные судна, кто-то сплавлял плоты.
Четырёхлапые якоря, изготовленные вручную, свидетельствовали о высоком профессионализме кузнецов, так как требовали одновременных слаженных действий несколько человек, ударами молотов сваривают раскалённые части якоря вместе.
Украшались прежде всего окна. Кроме этого, резьба располагалась на углах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и подворье в сплошной декоративный ансамбль.
Старые ветковские ставни - свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна на нас смотрят молодые предки.
Коллекция узорного ткачества и вышивки музея уникальна. Этот "генный фонд" нашей культуры обещает дать в будущем национальный по значению "банк данных" архаических знаков и техник белорусского ткачества.