• История города
  • Мастер цветущих окон
  • Мы так давно тут живём...
  • Мастерская иконописца
  • Райский сад
  • Якоря
  • Портрет
  • Мастерская златокузнеца
  • Торговля
  • Ветковская иконопись
  • Обряды
  • Чайная
  • Огневидные и огнепальные
  • Книжная культура
  • Вдоль реки
  • Кузница
  • Тканый космос
  • Окно в прошлое
  • История города

    Ветка основана русскими переселенцами в 1683 г. Долгое время была духовным и культурным центром всего старообрядчества, оставаясь символом свободы и вдохновения для многих "единоверцев" на территории России.

    Узнать больше

  • Мастер цветущих окон

    Украшались прежде всего окна. Кроме этого, резьба располагалась на углах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и подворье в сплошной декоративный ансамбль.

    Узнать больше

  • Мы так давно тут живём...

    Древнейшие находки, свидетельствующие о пребывании первобытного человека на Ветковщине, относятся к эпохе палеолита и датируются 100-40 тыс. лет до н. э.

    Узнать больше

  • Мастерская иконописца

    Доска покрывалась грунтом - "левкасом". Использовали осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты растирались и размешивались желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах.

    Узнать больше

  • Райский сад

    Мотив райского сада стал главным образным моментом, который объединил древнюю символику иконы с натурализмом орнамента барокко. Мастерство резки позолоченных киотов - "садов" на Ветке передавалось от отца к сыну.

    Узнать больше

  • Якоря

    Четырёхлапые якоря, изготовленные вручную, свидетельствовали о высоком профессионализме кузнецов, так как требовали одновременных слаженных действий несколько человек, ударами молотов сваривают раскалённые части якоря вместе.

    Узнать больше

  • Портрет

    Музей в Ветке был основан благодаря инициативе Фёдора Григорьевича Шклярова, коренного ветковчанина. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.

    Узнать больше

  • Мастерская златокузнеца

    Растительный узор на одеждах святых то тщательно «тчётся» чеканами, гравируется и чернится, воспроизводя старинную парчу, то оборачивается живыми ветками с цветами.

    Узнать больше

  • Торговля

    Стеклянные банки для чая, коробки от конфет - упаковка редко сохраняется. По рассказам старожил, в Ветке была тысяча купеческих лавок. Во время же ярмарок из окрсетных деревень приезжали в 2-3 часа ночи, чтобы занять место ближе к центру.

    Узнать больше

  • Ветковская иконопись

    Ветковская икона последовательно вобрала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна и других видов классического изобразительного искусства.

    Узнать больше

  • Обряды

    Праздник летнего солнцеворота, известный всей Европе, у нас называется Купалье. Это ночной обряд, он сохранился в разных вариантах. Пели песни, девушки пускали по воде венки со свечами, молодёжь танцевала, жгли костёр и прыгали через огонь.

    Узнать больше

  • Чайная

    От крошечного походного самовара к огромному роскошному в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара.

  • Огневидные и огнепальные

    Образ огня близок культуре старообрядцев потому, что это символ духовного пылания, просветлённости божественным огнём. Вся живопись Ветки наполнена любовью к пылающей гамме.

    Узнать больше

  • Книжная культура

    Уникальность книжной культуры Ветки в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX века.

    Узнать больше

  • Вдоль реки

    Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные судна, кто-то сплавлял плоты.

    Узнать больше

  • Кузница

    В Ветке, что славилась своими верфями, издавна ценились мастера-якорники. Самыми известными были Ковалёвы, которые обеспечивали якорями не только речной, но и морской рыбацкий флот.

    Узнать больше

  • Тканый космос

    Коллекция узорного ткачества и вышивки музея уникальна. Этот "генный фонд" нашей культуры обещает дать в будущем национальный по значению "банк данных" архаических знаков и техник белорусского ткачества.

    Узнать больше

  • Окно в прошлое

    Старые ветковские ставни - свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна на нас смотрят молодые предки.

    Узнать больше

Деревня,бывший центр сельсовета, в 17 км северо-восточнее г. Ветки.

Местное предание связывает происхождение названия деревни с именем «барина Бартоломея». Согласно второму преданию, название населенного пункта произошло от наименования речки Бартоломеевки. Наконец, по третьей местной версии, деревня получила свое название от слов борть, бортник. По А.Ф. Рогалеву, есть основания предполагать наличие в прошлом параллельной формы названия деревни —Варфоломеевка (Л.А. Виноградов при описании событий 1737 г. называет бартоломеевскую церковь «варфоломеевской»). Местные жители часто называли деревню «Бутрамеевкой».

Название, по А.Ф. Рогалеву, образовано от традиционного западного мужского имени Бартоломей или от фамилии Бартоломеев. В письменных источниках упоминается в 1737 г., когда Бартоломеевская православная церковь была отобрана гомельским старостой и преобразована в униатскую церковь. До 1-го раздела Речи Посполитой (1772 г.) входила в состав Гомельского староства Рогачевского повета Минского воеводства. В 1775 г. 392 жителя. В 1785 г. собственность князя Казимира Халецкого и дворянки Бычковской. В 1852 г. владение помещика Сеножецкого, 67 дворов. В 80-е годы XIX в. в Речковской волости Рогачевского повета, 156 дворов, 760 жителей. Имелись православная церковь и 2 ветряные мельницы. Согласно переписи 1897 г. 191 двор, 1218 жителей, церковь (деревянная), церковноприходская школа, винная лавка, 3 мельницы, маслобойня, кузница. В 1910 г. принадлежала местному сельскому обществу, 197 дворов, 1370 жителей, 1753 десятины пахотной земли. Николаевская церковь (священник Василий Чулков). Одноклассная церковноприходская школа (преподаватель Андрей Арбузов). Традиционное ремесло — токарное производство. Входила в состав Речковской волости Гомельского повета Могилевской губернии.

Братская могила советских воинов. В центре деревни. Похоронены 50 воинов, в том числе воины 17-й кавалерийской дивизии, которые погибли 28.9.1943 г. в боях за освобождение деревни от немецко-фашистских захватчиков. В 1960 г. на могиле установлен памятник — скульптура воина.


Бартоломеевка. Фото конца 1960-х — начала 1970-х гг. Из архива Светланы Васильевны Шевелевой и Ирины Аверьяновны Галеевой:


Памятники археологии.

Поселение-1. Стоянка эпохи мезолита располагалась на северной окраине деревни, у хоздвора в урочище Бубенцы. Занимала мысовой участок 5-7-метровой надпойменной террасы левого берега р. Беседь.

Поселение-2. Поселение каменного и бронзового веков, расположено на северо-восточной окраине деревни, рядом с северо-западной оконечностью кладбища в урочище Выдзьма. Занимает пологий участок склона 6-метровой надпойменной террасы левого берега р. Беседь на высотных отметках от 1 до 4 м над уровнем поймы. Размеры 100x300 м. Обнаружено и обследовано в 1978 г. Е.Г. Калечиц.

Поселение-3. Поселение каменного века, расположено в 0,3-0,4 км на север от хоздвора и фермы деревни, у моста через мелиоративный канал, в урочище Звезда. Занимает площадку на краю останца надпойменной террасы левого берега р. Беседь размерами 140x35 м, с максимальной отметкой 3 м над уровнем поймы. Памятник открыт и обследован в 1979 г. Е.Г. Калечиц, в 1992 г. обследован ГОАЦ.

Поселение-4. Поселение бронзового века на правом берегу р. Беседь, в 1 км севернее деревни, левее прибрежной дороги в д. Новые Громыки.Памятник находится на невысокой песчаной возвышенности, площадь около 5 га. Культурный слой мощностью до 0,2 м.