• История города
  • Ветковская иконопись
  • Торговля
  • Книжная культура
  • Портрет
  • Мы так давно тут живём...
  • Обряды
  • Вдоль реки
  • Тканый космос
  • Мастерская иконописца
  • Чайная
  • Якоря
  • Райский сад
  • Огневидные и огнепальные
  • Мастер цветущих окон
  • Кузница
  • Мастерская златокузнеца
  • Окно в прошлое
  • История города

    Ветка основана русскими переселенцами в 1683 г. Долгое время была духовным и культурным центром всего старообрядчества, оставаясь символом свободы и вдохновения для многих "единоверцев" на территории России.

    Узнать больше

  • Ветковская иконопись

    Ветковская икона последовательно вобрала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна и других видов классического изобразительного искусства.

    Узнать больше

  • Торговля

    Стеклянные банки для чая, коробки от конфет - упаковка редко сохраняется. По рассказам старожил, в Ветке была тысяча купеческих лавок. Во время же ярмарок из окрсетных деревень приезжали в 2-3 часа ночи, чтобы занять место ближе к центру.

    Узнать больше

  • Книжная культура

    Уникальность книжной культуры Ветки в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX века.

    Узнать больше

  • Портрет

    Музей в Ветке был основан благодаря инициативе Фёдора Григорьевича Шклярова, коренного ветковчанина. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.

    Узнать больше

  • Мы так давно тут живём...

    Древнейшие находки, свидетельствующие о пребывании первобытного человека на Ветковщине, относятся к эпохе палеолита и датируются 100-40 тыс. лет до н. э.

    Узнать больше

  • Обряды

    Праздник летнего солнцеворота, известный всей Европе, у нас называется Купалье. Это ночной обряд, он сохранился в разных вариантах. Пели песни, девушки пускали по воде венки со свечами, молодёжь танцевала, жгли костёр и прыгали через огонь.

    Узнать больше

  • Вдоль реки

    Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные судна, кто-то сплавлял плоты.

    Узнать больше

  • Тканый космос

    Коллекция узорного ткачества и вышивки музея уникальна. Этот "генный фонд" нашей культуры обещает дать в будущем национальный по значению "банк данных" архаических знаков и техник белорусского ткачества.

    Узнать больше

  • Мастерская иконописца

    Доска покрывалась грунтом - "левкасом". Использовали осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты растирались и размешивались желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах.

    Узнать больше

  • Чайная

    От крошечного походного самовара к огромному роскошному в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара.

  • Якоря

    Четырёхлапые якоря, изготовленные вручную, свидетельствовали о высоком профессионализме кузнецов, так как требовали одновременных слаженных действий несколько человек, ударами молотов сваривают раскалённые части якоря вместе.

    Узнать больше

  • Райский сад

    Мотив райского сада стал главным образным моментом, который объединил древнюю символику иконы с натурализмом орнамента барокко. Мастерство резки позолоченных киотов - "садов" на Ветке передавалось от отца к сыну.

    Узнать больше

  • Огневидные и огнепальные

    Образ огня близок культуре старообрядцев потому, что это символ духовного пылания, просветлённости божественным огнём. Вся живопись Ветки наполнена любовью к пылающей гамме.

    Узнать больше

  • Мастер цветущих окон

    Украшались прежде всего окна. Кроме этого, резьба располагалась на углах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и подворье в сплошной декоративный ансамбль.

    Узнать больше

  • Кузница

    В Ветке, что славилась своими верфями, издавна ценились мастера-якорники. Самыми известными были Ковалёвы, которые обеспечивали якорями не только речной, но и морской рыбацкий флот.

    Узнать больше

  • Мастерская златокузнеца

    Растительный узор на одеждах святых то тщательно «тчётся» чеканами, гравируется и чернится, воспроизводя старинную парчу, то оборачивается живыми ветками с цветами.

    Узнать больше

  • Окно в прошлое

    Старые ветковские ставни - свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна на нас смотрят молодые предки.

    Узнать больше

Деревня в бывшем Бартоломеевском сельсовете, в 9 км севернее г. Ветки, на р. Беседь.

Название населенного пункта образовано от гидронима Беседь (Бесядь).

В 1785 г. принадлежала князю Казимиру Халецкому, позднее — княгине Любомирской, которая построила чугунолитейный завод. Деревню назвали Рудка. Руду добывали из лесных болот в урочище Сцега. В домницах выплавляли железо, из которого делали ножи, топоры, серпы и др. Затем деревня, в которой насчитывалось до 40 дворов, перешла в собственность князя Прозора и носила название «Беседь». Имелась винокурня. Следующий владелец Яцевский построил круподерню и водяную мельницу. На р. Беседь действовала переправа через плотину с 4 деревянными мостами. С 1852 г. деревня Гомельского повета Могилевской губернии. В 1863 г. во время восстания Кастуся Калиновского в поместье Яцевского собирались сторонники восстания. Яцевский участвовал в подготовке восстания в месте с паном Хвощевским. Организация была раскрыта, паны Хвощевский и Яцевский отравились. Поместье за 66 тыс. руб. купил М.Ф. Харашунов, выходец из д. Беседь. В 1871 г. основана маслобойня. В 80-е годы XIX в. в Ветковской волости Гомельского повета, 54 двора, 309 жителей. Имелись православная церковь, школа грамоты (с 1895 г. преподаватель Прокоп Порошин), земская школа с тремя группами учеников. Водяная мельница, 2 крупяных завода. Согласно переписи 1897 г. 76 дворов, 469 жителей, церковь, часовня, винная лавка, школа грамоты, маслобойня. В начале XX в. из деревни по реке сплавлялся лес. В 1910 г. 88 дворов, 609 жителей. Община имела пахотной земли 748 десятин, неудобиц — 376, леса — 282 десятины. После смерти Харашунова поместье было поделено между его сыновьями Константином, Львом и Михалом. В 1914 г. 624 жителя.

Братская могила советских воинов. Похоронены 436 воинов, которые погибли в июле 1943 г. при освобождении деревни от немецко-фашистских захватчиков. В 1959 г. на могиле установлен памятник — скульптура воина.

Памятники археологии.

Поселение эпохи неолита. Памятник расположен в 0,5 км западнее деревни, в 0,5 км на запад от правого берега р. Беседь. Занимает вытянутую с северо-запада на юго-восток возвышенность в пойме правого берега реки, размерами около 310x40-100 м, с максимальной отметкой 2,5 м над уровнем поймы. Обследовали К.М. Поликарпович, В.Д. Будько, Е.Г. Калечиц.

Поселение эпохи неолита и I тысячелетия н.э. Памятник расположен в 0,8-1,0 км на запад от южной окраины деревни. Занимает участок первой надпойменной террасы правого берега р. Беседь, размываемый рекой. Размеры памятника 50x20 м, высота от 2,5 до 4 м над урезом воды.

Городище XI-XIII вв. расположено в 0,3-0,4 км к западу — юго-западу от деревни, в урочище Попово. Занимает мысовой участок останца первой надпойменной террасы в пойме левого берега р. Беседь. Площадка округлой формы размерами 72x66 м, высотой 4 м над уровнем поймы. Вал сильно распахан, в результате чего его ширина в основании достигает 20 м. Памятник открыт и обследован в 1983 г. А.И. Дробушевским.

Поселение I тысячелетия н.э. и селище конца X-XI в. Памятник расположен в 1 км западнее западной окраины деревни. Занимает мысовой участок 3-5-метровой надпойменной террасы, образованной правым берегом р. Беседь и правым берегом старицы, впадающей в нее. Размеры памятника около 140x30 — 40 м, максимальная высота 5 м над урезом воды. Памятник открыт сотрудниками Гомельского областного археологического центра (далее — ГОАЦ) под руководством О.А. Макушникова в 1992 г.

Курганный могильник. Расположен в 3 км юго-западнее деревни, в 1,2 км восточнее санатория «Беседь». С юга ограничен лесной дорогой из санатория в д. Беседь, с севера — ЛЭП. Занимает площадку в лесу размерамиоколо 30x30 м. Могильник состоит из 3 насыпей. Курганы имеют высоту от 1 до 1,3 м, диаметр от 8 до 9 м. Насыпи оплывшие, ровики не прослеживаются. Культурно-хронологическая принадлежность могильника не определена.

Поселение эпохи неолита и Средневековья. Памятник в 0,3-0,35 км на юго-запад от западной оконечности деревни, ориентир — мост через р. Побужанку. Занимает мысовую площадку 2-3-метровой надпойменной террасы, образованную левыми берегами Беседи и Побужанки. Размеры площадки 80-100x60 м, поверхность задернована, свободна от лесопосадок, на стрелке мыса проходит траншея времен Великой Отечественной войны. Памятник зафиксирован гомельскими краеведами в 1994 г.

Поселение эпохи неолита. Памятник расположен в 0,1 км юго-западнее, южнее моста через р. Побужанку. Занимает мысовой участок пологого склона 2-метровой надпойменной террасы левого берега р. Побужанки, размеры площадки мыса 40x50 м, максимальное возвышение над уровнем поймы до 1 м, поверхность задернована, свободна от лесопосадок. Памятник зафиксирован гомельскими краеведами в 1994 г.

Поселение эпохи неолита. Памятник расположен в 0,6-0,75 км юго-западнее западной оконечности деревни, ориентир — мост через р. Побужанку. Занимает мысовую оконечность 3-метровой надпойменной террасы левого берега р. Беседь, размеры площадки мыса 100x30-40 м, максимальное возвышение над уровнем поймы до 2-3 м, площадка задернована, свободна от лесопосадок. Памятник зафиксирован гомельскими краеведами в 1994 г.

Поселение эпохи неолита. Памятник расположен на юго-западной оконечности деревни в пределах усадебной застройки, в 0,1 км ниже моста через р. Побужанку, на левобережном участке долины р. Беседь. Занимает мысовую площадку 2-3-метровой надпойменной террасы р. Беседь. Размеры площадки 60x80 м, включает территорию усадебного владения дома №56. Памятник зафиксирован гомельскими краеведами в 1994 г.

Поселение эпохи неолита. Памятник расположен в 3,25 км юго-западнее от южной оконечности деревни, в 5,0 км севернее г. Ветка, на северо-западной оконечности бывшего Дома отдыха «Беседь», в 2,0 км вниз по р. Сож от устья р. Беседь. Занимает мысовую площадку 3-4-метровой надпойменной террасы, образованной левым берегом р. Сож и старым руслом р. Беседь. Размеры площадки 100x80 м. Памятник зафиксирован гомельскими краеведами в 1994 г.