• Райский сад
  • Кузница
  • Вдоль реки
  • Книжная культура
  • Мастерская златокузнеца
  • Мастер цветущих окон
  • История города
  • Торговля
  • Окно в прошлое
  • Ветковская иконопись
  • Чайная
  • Тканый космос
  • Мы так давно тут живём...
  • Мастерская иконописца
  • Портрет
  • Якоря
  • Огневидные и огнепальные
  • Обряды
  • Райский сад

    Мотив райского сада стал главным образным моментом, который объединил древнюю символику иконы с натурализмом орнамента барокко. Мастерство резки позолоченных киотов - "садов" на Ветке передавалось от отца к сыну.

    Узнать больше

  • Кузница

    В Ветке, что славилась своими верфями, издавна ценились мастера-якорники. Самыми известными были Ковалёвы, которые обеспечивали якорями не только речной, но и морской рыбацкий флот.

    Узнать больше

  • Вдоль реки

    Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные судна, кто-то сплавлял плоты.

    Узнать больше

  • Книжная культура

    Уникальность книжной культуры Ветки в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX века.

    Узнать больше

  • Мастерская златокузнеца

    Растительный узор на одеждах святых то тщательно «тчётся» чеканами, гравируется и чернится, воспроизводя старинную парчу, то оборачивается живыми ветками с цветами.

    Узнать больше

  • Мастер цветущих окон

    Украшались прежде всего окна. Кроме этого, резьба располагалась на углах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и подворье в сплошной декоративный ансамбль.

    Узнать больше

  • История города

    Ветка основана русскими переселенцами в 1683 г. Долгое время была духовным и культурным центром всего старообрядчества, оставаясь символом свободы и вдохновения для многих "единоверцев" на территории России.

    Узнать больше

  • Торговля

    Стеклянные банки для чая, коробки от конфет - упаковка редко сохраняется. По рассказам старожил, в Ветке была тысяча купеческих лавок. Во время же ярмарок из окрсетных деревень приезжали в 2-3 часа ночи, чтобы занять место ближе к центру.

    Узнать больше

  • Окно в прошлое

    Старые ветковские ставни - свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна на нас смотрят молодые предки.

    Узнать больше

  • Ветковская иконопись

    Ветковская икона последовательно вобрала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна и других видов классического изобразительного искусства.

    Узнать больше

  • Чайная

    От крошечного походного самовара к огромному роскошному в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара.

  • Тканый космос

    Коллекция узорного ткачества и вышивки музея уникальна. Этот "генный фонд" нашей культуры обещает дать в будущем национальный по значению "банк данных" архаических знаков и техник белорусского ткачества.

    Узнать больше

  • Мы так давно тут живём...

    Древнейшие находки, свидетельствующие о пребывании первобытного человека на Ветковщине, относятся к эпохе палеолита и датируются 100-40 тыс. лет до н. э.

    Узнать больше

  • Мастерская иконописца

    Доска покрывалась грунтом - "левкасом". Использовали осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты растирались и размешивались желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах.

    Узнать больше

  • Портрет

    Музей в Ветке был основан благодаря инициативе Фёдора Григорьевича Шклярова, коренного ветковчанина. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.

    Узнать больше

  • Якоря

    Четырёхлапые якоря, изготовленные вручную, свидетельствовали о высоком профессионализме кузнецов, так как требовали одновременных слаженных действий несколько человек, ударами молотов сваривают раскалённые части якоря вместе.

    Узнать больше

  • Огневидные и огнепальные

    Образ огня близок культуре старообрядцев потому, что это символ духовного пылания, просветлённости божественным огнём. Вся живопись Ветки наполнена любовью к пылающей гамме.

    Узнать больше

  • Обряды

    Праздник летнего солнцеворота, известный всей Европе, у нас называется Купалье. Это ночной обряд, он сохранился в разных вариантах. Пели песни, девушки пускали по воде венки со свечами, молодёжь танцевала, жгли костёр и прыгали через огонь.

    Узнать больше

Деревня, центр бывшего Новогромыкского сельсовета и бывшего совхоза «Громыки», в 21 км на северо-восток от г. Ветки, на левом берегу р. Беседь.

Возникла, по всей видимости, как выселки из первоначального поселения — Громыки.

Впервые упоминается в 1610 г. В «Инвентаре Чечерского староства» за 1726 г. указывается «боярская околица» Громыки (21 двор). С 1800 г. действовали сукновальня и мельница. В 1868 г. 103 двора, 613 жителей. С 1877 г. действовала церковь Рождества Богородицы. В 1880 г. открыто народное училище (в 1889 г. 32 ученика). В 1881 г. действовало суконное ремесленное предприятие. Согласно переписи 1897 г. в Речковской волости Гомельского повета Могилевской губернии, 165 дворов, 909 жителей, 2 кузницы, 3 ветряные мельницы, лавка, питейный дом. В 1890 г. на средства крестьян построена и открыта начальная школа (преподаватель В.А. Громыко). В 1905 — 1907 гг. крестьяне неоднократно выступали против бесправья и бедности. В 1910 г. деревня, в Речковской волости Гомельского повета (8 дворов, 40 жителей) и околица (109 дворов, 670 жителей). Деревня принадлежала крестьянскому товариществу, а околица — мещанам.

Памятник землякам. На центральной усадьбе совхоза «Громыки». В память о 213 земляках, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Открыт в 1988 г.

Памятники археологии.

Городище. В 1 км на север от деревни, в урочище Городок, на мыс укоренного левого берега р. Беседь. Площадка четырехугольной формы, размером 45x68-75 м, с южной и восточной сторон укреплено 2 валами и 2 рвами высотой до 4 м. С северной части городища площадка понижается. Известно в 1910 г. Е.Р. Романов считал, что здесь находится мастерская по производству сосудов или располагалось «погребальное поле». Обследовала в 1975 г. С.М. Васильева, в 1992 г. памятник обследовали сотрудники ГОАЦ. Культурный слой в обнажениях до 0,4 м. Городище содержит культурные остатки милоградской и зарубинецкой культур раннего железного века (VII в. до н.э.—I в. н.э.).

Курганный могильник. В 2 км на юг от деревни, на мысу левобережной террасы р. Беседь, в урочище Громыщина (Бугры) вдоль дороги на д. Бартоломеевка. Сохранились 2 насыпи полусферической формы, диаметром около 4 м, высотой 0,5-0,6 м. Ранее было 20 курганов. Известен с 1910 г., в 1975 г. памятник обследован С.М. Васильевой, в 1983 г. — А.И. Дробушевским, в 1992 г. — сотрудниками ГОАЦ.

Поселение-1. В 0,3 км к юго-западу от деревни, в урочище Аврамов Бугор, на 1-й надпойменной террасе левого берега р. Беседь и останце 2-й надпойменной террасы. Культурный слой в обнажениях темно-серого цвета, мощностью 0,2-0,3 м. Относится к позднему мезолиту (VII-V тысячелетия до н.э.) и первой половине — третьей четверти I тысячелетия н.э. Поселение повреждено карьером. В 1975, 1977 и 1978 гг. Е.Г. Калечиц исследовано 775 м2. Выявлены следы 2 полуземлянок, нижние части которых круглые в плане, диаметром более 2 м. В центре одного из жилищ выявлены следы открытого очага и кремниевые изделия: наконечники стрел, скребки, резцы, ножевидные пластины с ретушью и без нее, нуклеусы и др. В 1983 г. памятник осмотрен А.И. Дробушевским, в 1992 г. — сотрудниками ГОАЦ.

Поселение-2. В 1,5-1,8 км на юго-запад от деревни, в урочище Громыщина, вдоль полевой дороги из д. Новые Громыки в д. Бартоломеевка. Занимает площадку 3-4-метровой надпойменной террасы левого берега р. Беседь, подвергаемую распашке. Размеры 200x100 м. Обследовала в 1978-1979 гг. Е.Г. Калечиц, в 1992г. — сотрудники ГОАЦ. Культурный слой 0,1 м. Относится к каменному (мезолит, неолит) и бронзовому векам. Раскопки не проводились.

Поселение-3. На левом берегу р. Беседь, на северной окраине деревни у кладбища. Занимает участок 10-метровой надпойменной террасы левого берега р. Беседь, размерами около 150x35-40 м. Относится к эпохе мезолита. Памятник открыт и обследован Е.Г. Калечиц в 1975-1983 гг., дополнительно обследован сотрудниками ГОАЦ в 1992 г.

В районе деревни имеются следы еще нескольких поселений каменного и бронзового веков.

Родина Героя Советского Союза Павла Николаевича Буйневича.