• Райский сад
  • Чайная
  • Тканый космос
  • Обряды
  • Ветковская иконопись
  • Мы так давно тут живём...
  • Окно в прошлое
  • История города
  • Огневидные и огнепальные
  • Мастерская иконописца
  • Кузница
  • Мастерская златокузнеца
  • Портрет
  • Вдоль реки
  • Якоря
  • Торговля
  • Мастер цветущих окон
  • Книжная культура
  • Райский сад

    Мотив райского сада стал главным образным моментом, который объединил древнюю символику иконы с натурализмом орнамента барокко. Мастерство резки позолоченных киотов - "садов" на Ветке передавалось от отца к сыну.

    Узнать больше

  • Чайная

    От крошечного походного самовара к огромному роскошному в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара.

  • Тканый космос

    Коллекция узорного ткачества и вышивки музея уникальна. Этот "генный фонд" нашей культуры обещает дать в будущем национальный по значению "банк данных" архаических знаков и техник белорусского ткачества.

    Узнать больше

  • Обряды

    Праздник летнего солнцеворота, известный всей Европе, у нас называется Купалье. Это ночной обряд, он сохранился в разных вариантах. Пели песни, девушки пускали по воде венки со свечами, молодёжь танцевала, жгли костёр и прыгали через огонь.

    Узнать больше

  • Ветковская иконопись

    Ветковская икона последовательно вобрала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна и других видов классического изобразительного искусства.

    Узнать больше

  • Мы так давно тут живём...

    Древнейшие находки, свидетельствующие о пребывании первобытного человека на Ветковщине, относятся к эпохе палеолита и датируются 100-40 тыс. лет до н. э.

    Узнать больше

  • Окно в прошлое

    Старые ветковские ставни - свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна на нас смотрят молодые предки.

    Узнать больше

  • История города

    Ветка основана русскими переселенцами в 1683 г. Долгое время была духовным и культурным центром всего старообрядчества, оставаясь символом свободы и вдохновения для многих "единоверцев" на территории России.

    Узнать больше

  • Огневидные и огнепальные

    Образ огня близок культуре старообрядцев потому, что это символ духовного пылания, просветлённости божественным огнём. Вся живопись Ветки наполнена любовью к пылающей гамме.

    Узнать больше

  • Мастерская иконописца

    Доска покрывалась грунтом - "левкасом". Использовали осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты растирались и размешивались желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах.

    Узнать больше

  • Кузница

    В Ветке, что славилась своими верфями, издавна ценились мастера-якорники. Самыми известными были Ковалёвы, которые обеспечивали якорями не только речной, но и морской рыбацкий флот.

    Узнать больше

  • Мастерская златокузнеца

    Растительный узор на одеждах святых то тщательно «тчётся» чеканами, гравируется и чернится, воспроизводя старинную парчу, то оборачивается живыми ветками с цветами.

    Узнать больше

  • Портрет

    Музей в Ветке был основан благодаря инициативе Фёдора Григорьевича Шклярова, коренного ветковчанина. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.

    Узнать больше

  • Вдоль реки

    Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные судна, кто-то сплавлял плоты.

    Узнать больше

  • Якоря

    Четырёхлапые якоря, изготовленные вручную, свидетельствовали о высоком профессионализме кузнецов, так как требовали одновременных слаженных действий несколько человек, ударами молотов сваривают раскалённые части якоря вместе.

    Узнать больше

  • Торговля

    Стеклянные банки для чая, коробки от конфет - упаковка редко сохраняется. По рассказам старожил, в Ветке была тысяча купеческих лавок. Во время же ярмарок из окрсетных деревень приезжали в 2-3 часа ночи, чтобы занять место ближе к центру.

    Узнать больше

  • Мастер цветущих окон

    Украшались прежде всего окна. Кроме этого, резьба располагалась на углах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и подворье в сплошной декоративный ансамбль.

    Узнать больше

  • Книжная культура

    Уникальность книжной культуры Ветки в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX века.

    Узнать больше

Деревня в бывшем Речковском сельсовете, в 16 км на север от г. Ветки, на р. Нёманка (левый приток р. Сож).

По некоторым известиям, в XVII в. несколько польских семей переселились из Силезии (Шлёнска), занимались выплавкой железной руды и кузнечным ремеслом. Так возникла деревня.

По письменным источникам известна с XIX в. как поселение в Речковской волости Белицкого, с 1852 г. — Гомельского повета Могилевской губернии. В 1840 г. действовала сукновальня. Дворянка Шадурская имела здесь в 1843 г. 371 десятину земли. Согласно ревизии 1858 г. во владении помещицы Шулавичевой, 26 дворов, 212 жителей. В 1881 г. действовало суконное ремесленное предприятие. Согласно переписи 1897 г. 60 дворов, 444 жителя, часовня, магазин. В 1905 г. крестьяне самовольно пасли скот на полях помещика Быкова. В сельской школе в 1907 г. было 58 учеников. В 1910 г. 64 двора, 485 жителей. Сельская община имела 860 десятин пахотной земли, 1275 десятин леса. Народное училище, которое открылось в 1906 г. (учительница Г.А. Верёвкина-Шалюта).

Памятники археологии.

Поселение-1. В 1,5 км на юго-запад от деревни, в урочище Чечуровка, на склоне мысового участка 3-5-метровой надпойменной террасы р. Сож, размером 300x350 м. Найдены кремниевые орудия труда, наконечники стрел, скребки, нуклеусы, лепная керамика, украшенная гребеньчатым, ямочным и лапчатым орнаментом. Открыл в 1926 г. и обследовал в 1954 г. К.М. Поликарпович, обследовала в 1976 г. Е.Г. Калечиц, в 1992г. — сотрудники ГОАЦ. Относится к верхнеднепровской культуре неолита (III тысячелетия до н.э.), к первой четверти I тысячелетия н.э. и XIII-XIV вв.

Поселение-2. В 2 км на юг от деревни в урочище Стрелица, на невысоком продолговатом взгорке размером 500x150 м, между озерами Хомар и Дубинное. Найдены фрагменты посуды, топоры, скребки, ножи, наконечники стрел. Открыл и обследовал в 1926 г. К.М. Поликарпович, обследовали в 1954 г. К.М. Поликарпович и Я.Г. Красковская, в 1962-1965 гг. И.И. Артеменко и И.М. Тюрина. Вскрыто 1846 м2. Культурныйслой 0,3-0,4 м.Относится к верхнеднепровской культуре неолита (III тысячелетия до н.э.). Найдено более 300 орудий труда (скребки, топоры, тесла, ножи, стрелы, проколок), несколько тысяч отходов кремниевого производства и более 10 тыс. фрагментов лепной посуды, украшенной гребеньчато-ямочным орнаментом, оттисками лапчатого штампа. В верхнем слое встречена керамика чечерской группы зарубинецкой культуры, в основном развалы крупных горшков — зерновиков.

Могильник на поселении-2. Открыл в 1926 г. К.М. Поликарпович, обследовали в 1954 г. К.М. Поликарпович и Я.Г. Красковская, в 1962-1965 гг. И.И. Артеменко и И.М. Тюрина. Исследовано 94 погребения. Погребальный обряд трупосожжение (только в одной могильной яме трупоположение). Относится к среднеднепровской культуре бронзового века, датируется II тысячелетием до н.э. Трупосожжения сопровождались необычайно богатым инвентарем. Здесь были кремниевые наконечники стрел, ножи и топоры, лепные сосуды с шнуровым и нарезным орнаментом, янтарные подвески, украшения из кости и металла. Найдены ножи, трубчатые пронизки пояса, 2 гривны, 3 браслета и 2 височных кольца из медной проволоки. Стрелицкий могильник является одним из крупнейших могильников бронзового века в Восточной Европе.

Кроме того, в окрестностях деревни сотрудниками ГОАЦ в 1992 г. выявлены следы еще нескольких поселений каменного и бронзового веков разной степени сохранности.