• Вдоль реки
  • Мастерская иконописца
  • Книжная культура
  • Чайная
  • История города
  • Мастер цветущих окон
  • Обряды
  • Тканый космос
  • Кузница
  • Мастерская златокузнеца
  • Ветковская иконопись
  • Мы так давно тут живём...
  • Райский сад
  • Окно в прошлое
  • Якоря
  • Портрет
  • Торговля
  • Огневидные и огнепальные
  • Вдоль реки

    Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные судна, кто-то сплавлял плоты.

    Узнать больше

  • Мастерская иконописца

    Доска покрывалась грунтом - "левкасом". Использовали осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты растирались и размешивались желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах.

    Узнать больше

  • Книжная культура

    Уникальность книжной культуры Ветки в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX века.

    Узнать больше

  • Чайная

    От крошечного походного самовара к огромному роскошному в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара.

  • История города

    Ветка основана русскими переселенцами в 1683 г. Долгое время была духовным и культурным центром всего старообрядчества, оставаясь символом свободы и вдохновения для многих "единоверцев" на территории России.

    Узнать больше

  • Мастер цветущих окон

    Украшались прежде всего окна. Кроме этого, резьба располагалась на углах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и подворье в сплошной декоративный ансамбль.

    Узнать больше

  • Обряды

    Праздник летнего солнцеворота, известный всей Европе, у нас называется Купалье. Это ночной обряд, он сохранился в разных вариантах. Пели песни, девушки пускали по воде венки со свечами, молодёжь танцевала, жгли костёр и прыгали через огонь.

    Узнать больше

  • Тканый космос

    Коллекция узорного ткачества и вышивки музея уникальна. Этот "генный фонд" нашей культуры обещает дать в будущем национальный по значению "банк данных" архаических знаков и техник белорусского ткачества.

    Узнать больше

  • Кузница

    В Ветке, что славилась своими верфями, издавна ценились мастера-якорники. Самыми известными были Ковалёвы, которые обеспечивали якорями не только речной, но и морской рыбацкий флот.

    Узнать больше

  • Мастерская златокузнеца

    Растительный узор на одеждах святых то тщательно «тчётся» чеканами, гравируется и чернится, воспроизводя старинную парчу, то оборачивается живыми ветками с цветами.

    Узнать больше

  • Ветковская иконопись

    Ветковская икона последовательно вобрала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна и других видов классического изобразительного искусства.

    Узнать больше

  • Мы так давно тут живём...

    Древнейшие находки, свидетельствующие о пребывании первобытного человека на Ветковщине, относятся к эпохе палеолита и датируются 100-40 тыс. лет до н. э.

    Узнать больше

  • Райский сад

    Мотив райского сада стал главным образным моментом, который объединил древнюю символику иконы с натурализмом орнамента барокко. Мастерство резки позолоченных киотов - "садов" на Ветке передавалось от отца к сыну.

    Узнать больше

  • Окно в прошлое

    Старые ветковские ставни - свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна на нас смотрят молодые предки.

    Узнать больше

  • Якоря

    Четырёхлапые якоря, изготовленные вручную, свидетельствовали о высоком профессионализме кузнецов, так как требовали одновременных слаженных действий несколько человек, ударами молотов сваривают раскалённые части якоря вместе.

    Узнать больше

  • Портрет

    Музей в Ветке был основан благодаря инициативе Фёдора Григорьевича Шклярова, коренного ветковчанина. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.

    Узнать больше

  • Торговля

    Стеклянные банки для чая, коробки от конфет - упаковка редко сохраняется. По рассказам старожил, в Ветке была тысяча купеческих лавок. Во время же ярмарок из окрсетных деревень приезжали в 2-3 часа ночи, чтобы занять место ближе к центру.

    Узнать больше

  • Огневидные и огнепальные

    Образ огня близок культуре старообрядцев потому, что это символ духовного пылания, просветлённости божественным огнём. Вся живопись Ветки наполнена любовью к пылающей гамме.

    Узнать больше

Деревня в бывшем Хизовском сельсовете, в 33 км на северо-восток от г. Ветки, на правом берегу р. Беседь.

По одной из легенд был воевода славян-радимичей, которого звали Громыко. В древности люди, сражавшиеся под командованием воеводы, брали себе и его имя. Когда они возвращались из похода в родные места, на берега Беседи, то оседали в поселениях, которые затем так и называли — Громыки.

Существует также предание о том, что название деревни раньше звучало не как Громыки, а как Горемыки, поскольку все жители якобы были бедными крестьянами.

В первые упоминается в 1609 г. С 1726 г. известна как боярская околица Громыки в Чечерском старостве Речицкого повета Минского воеводства, 21 двор. В 1775 г. 41 двор, 238 жителей. В 1785 г. деревня Старые Громыки принадлежала дворянам Василию Ермолаеву и Демиду Малиновскому. В 1810 г. основано стеклоделательное предприятие, на котором в 1818 г. было 17 рабочих. Согласно ревизии 1816 г. в Рогачевском повете Могилевской губернии, 11 дворов, 36 жителей. С 1827 г. действовала церковь. Дворянин Лашкевич имел здесь в 1836 г. 208 десятин земли, которая досталась ему в наследство, а в 1841 г. он дополнительно купил часть деревенской земли. В 1868 г. 51 двор, 284 жителя. По переписи 1897 г. 519 жителей, церковь Рождества Богородицы (священник Василий Болотовской). В 1910 г. деревня Старые Громыки в Гомельском повете, 10 дворов, 66 жителей, 98 десятин пахотной земли, принадлежала сельской общине. Околица Старые Громыки (53 двора, 390 жителей, 1035 десятин пахотной земли) принадлежала мещанам.

Родина дважды Героя Социалистического Труда Андрея Андреевича Громыко.

Памятники археологии.

Древнерусское селище. Расположено на южной окраине деревни и занимает край 4-5-метровой надпойменной террасы правого берега р. Беседь, почти вплотную примыкая своей северо-восточной частью к огородам. С юга и юго-востока селище ограничено руслом реки. Поселение вытянуто с северо-востока на юго-запад не менее чем на 100-120 м. Найдены следы углубленной в материк жилой постройки XII-XIII вв., остатки глинобитно-каменной печи, обломки круговой керамики, шиферное пряслице и др. Обнаружил в 1980 г. О.А. Макушников. Культурный слой в обрывах около 0,3 м. Памятник относится к эпохе Киевской Руси.

Курганный могильник. В 0,3-0,5 км на запад и юго-запад от южной окраины деревни на 4-7-метровой надпойменной террасе правого берега р. Беседь в урочище Курганье. Часть курганов расположена в молодом сосоннике. Общее количество сохранившихся и полуразрушенных насыпей, имеющих полусферическую форму. Памятник впервые описан Е.Р. Романовым в 1910 г. При костяках находили бронзовые предметы, кольца, подвески в виде крестиков и т.п. В 1975 г. обследовала С.М. Васильева. В 1992 г. сотрудниками ГОАЦ зарегистрированы 72 курганные насыпи, из которых 12 разрушены.

Одиночный курган. В 1,5 км севернее деревни, в 2,5 км севернее—северо-западнее д. НовыеГромыки, на краю надпойменной террасы правого берега р. Беседь, на высоте 6-7 м над урезом реки. Культурная принадлежность кургана неясна. Нельзя исключать возможности выполнения им в Средневековье функций межевого знака. Насыпь имеет полусферическую форму, диаметр 6 м, высота 1,8 м. Курган открыт сотрудниками ГОАЦ в 1992 г.

Поселение. В 1 км восточнее—северо-восточнее д. Хизы, в 0,1 км западнее—юго-западнее памятника Старые Громыки-7. Занимает пониженный участок пологого склона 3-5-метровой надпойменной террасы правого берега р. Беседь. Размеры памятника около 60x20 м, высота 1-2 м над уровнем поймы. Памятник открыт сотрудниками ГОАЦ в 1992 г. и представляет собой остатки селища IX-X вв. и стоянки каменного века.

Поселение. В 1,5 км западнее—юго-западнее южной окраины деревни. Занимает мысовой участок активно размываемой рекой 3-5-метровой надпойменной террасы правого берега р. Беседь в урочище Прорва. Памятник имеет размеры около 140x40 м, площадка возвышается на 4 м над урезом воды. Памятник открыт Е.Г. Калечиц в 1970-е годы, обследован сотрудниками ГОАЦ в 1992 г. и является остатками поселения эпохи неолита, а также селища XIII-XV вв.