• Ветковская иконопись
  • История города
  • Окно в прошлое
  • Мастер цветущих окон
  • Чайная
  • Мастерская иконописца
  • Вдоль реки
  • Кузница
  • Мастерская златокузнеца
  • Огневидные и огнепальные
  • Мы так давно тут живём...
  • Портрет
  • Райский сад
  • Книжная культура
  • Тканый космос
  • Обряды
  • Торговля
  • Якоря
  • Ветковская иконопись

    Ветковская икона последовательно вобрала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна и других видов классического изобразительного искусства.

    Узнать больше

  • История города

    Ветка основана русскими переселенцами в 1683 г. Долгое время была духовным и культурным центром всего старообрядчества, оставаясь символом свободы и вдохновения для многих "единоверцев" на территории России.

    Узнать больше

  • Окно в прошлое

    Старые ветковские ставни - свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна на нас смотрят молодые предки.

    Узнать больше

  • Мастер цветущих окон

    Украшались прежде всего окна. Кроме этого, резьба располагалась на углах построек, на массивных въездных воротах, превращая дом и подворье в сплошной декоративный ансамбль.

    Узнать больше

  • Чайная

    От крошечного походного самовара к огромному роскошному в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара.

  • Мастерская иконописца

    Доска покрывалась грунтом - "левкасом". Использовали осетровый клей, мел, алебастр. Пигменты растирались и размешивались желтком яйца, чесночным "зельем" (соком) - в ложках или раковинах.

    Узнать больше

  • Вдоль реки

    Многие ветковчане связали свою жизнь с речным флотом: кто-то был капитаном парохода, кто-то членом команды, кто-то строил речные судна, кто-то сплавлял плоты.

    Узнать больше

  • Кузница

    В Ветке, что славилась своими верфями, издавна ценились мастера-якорники. Самыми известными были Ковалёвы, которые обеспечивали якорями не только речной, но и морской рыбацкий флот.

    Узнать больше

  • Мастерская златокузнеца

    Растительный узор на одеждах святых то тщательно «тчётся» чеканами, гравируется и чернится, воспроизводя старинную парчу, то оборачивается живыми ветками с цветами.

    Узнать больше

  • Огневидные и огнепальные

    Образ огня близок культуре старообрядцев потому, что это символ духовного пылания, просветлённости божественным огнём. Вся живопись Ветки наполнена любовью к пылающей гамме.

    Узнать больше

  • Мы так давно тут живём...

    Древнейшие находки, свидетельствующие о пребывании первобытного человека на Ветковщине, относятся к эпохе палеолита и датируются 100-40 тыс. лет до н. э.

    Узнать больше

  • Портрет

    Музей в Ветке был основан благодаря инициативе Фёдора Григорьевича Шклярова, коренного ветковчанина. Так выглядела мастерская коллекционера в 70-е годы XX века, а некоторые предметы из неё и сейчас находятся в фондах музея.

    Узнать больше

  • Райский сад

    Мотив райского сада стал главным образным моментом, который объединил древнюю символику иконы с натурализмом орнамента барокко. Мастерство резки позолоченных киотов - "садов" на Ветке передавалось от отца к сыну.

    Узнать больше

  • Книжная культура

    Уникальность книжной культуры Ветки в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е - 30-е годы XX века.

    Узнать больше

  • Тканый космос

    Коллекция узорного ткачества и вышивки музея уникальна. Этот "генный фонд" нашей культуры обещает дать в будущем национальный по значению "банк данных" архаических знаков и техник белорусского ткачества.

    Узнать больше

  • Обряды

    Праздник летнего солнцеворота, известный всей Европе, у нас называется Купалье. Это ночной обряд, он сохранился в разных вариантах. Пели песни, девушки пускали по воде венки со свечами, молодёжь танцевала, жгли костёр и прыгали через огонь.

    Узнать больше

  • Торговля

    Стеклянные банки для чая, коробки от конфет - упаковка редко сохраняется. По рассказам старожил, в Ветке была тысяча купеческих лавок. Во время же ярмарок из окрсетных деревень приезжали в 2-3 часа ночи, чтобы занять место ближе к центру.

    Узнать больше

  • Якоря

    Четырёхлапые якоря, изготовленные вручную, свидетельствовали о высоком профессионализме кузнецов, так как требовали одновременных слаженных действий несколько человек, ударами молотов сваривают раскалённые части якоря вместе.

    Узнать больше

Деревня, центр бывшего Хизовского сельсовета, в 31 км на северо-восток от г. Ветки, на правом берегу р. Беседь (приток Сожа). Название населенного пункта образовалось от слов хиз, хижа — «хижина». Видимо, Хизы начинались как выселки.

Деревня упоминается в «Инвентаре Чечерского староства» за 1726 г. как боярская околица из 13 дворов. Бояре обязаны были выполнять особые повинности (строить и ремонтировать мосты, ворота, замок, нести охрану по обороне, собирать рать и т.д.). Бояре околицы Хизы в 1726 г. платили налог 200 злотых гиберны (налог на содержание войска). В 1785 г. принадлежала дворянину Демьяну Малишевскому. Согласно ревизии 1816 г. в Рогачевском повете Минской губернии. В 1847 г. 99 дворов. Мещанин Лапицкий в 1831 г. имел здесь 108 десятин земли, а помещик Черепанов в 1876 г. владел 423 десятинами земли, водяной мельницей и сукновальней. По переписи 1897 г. 164 двора, 960 жителей, школа грамоты. В 1910 г. — деревня Хизы в Речковской волости Гомельского повета, 4 двора, 25 жителей, 20 десятин пахотной земли, принадлежала крестьянам. Околица Хизы (127 дворов, 807 жителей, 2163 десятины пахотной земли) принадлежала мещанам. В Хизах были православная Георгиевская церковь (священник И. Пастухович), народное училище (преподаватель В.В. Дробышевский) и мещанская управа.

Братская могила советских воинов. В центре деревни. Похоронены 38 воинов. Среди них воины 287-й стрелковой дивизии, которые погибли в 1943 г. в боях за освобождение района от немецко-фашистских захватчиков. В 1953 г. на могиле установлен обелиск, в 1987 г. реставрирован.

Памятники археологии.

Курганный могильник. В 1,2 км на запад от деревни, в урочище Дедное (Дед), в лесу. Раньше было 30 курганов. В 1888 г. крестьянин Степан Якушевский производил «раскопки». Найдены погребения, звездообразная фибула, подвески и серебряная монета. Сохранилось 10 насыпей высотой 0,8-1,5 м, диаметром 6-10 м. Открыл в начале XX в. Е.Р. Романов, в 1975 г. обследовала С.М. Васильева, в 1992 г. — сотрудники ГОАЦ. Могильник относитсяк X-XII вв.

Древнерусское селище. В 1,4-1,5 км западнее деревни. Занимает мысовидный пологий участок склона 3-метровой надпойменной террасы правого берега р. Беседь. Площадка мыса возвышается над уровнем поймы на 1 м, имеет размеры 330x70 м. Восточная часть мыса выходит на правый берег безымянного ручья, впадающего в р. Беседь. Памятник зафиксирован в 1994 г. гомельскими краеведами и является остатками древнерусского селища, синхронного курганному могильнику.