Изготовление резных киотов (от греческого "кивотис" - ящик, ковчег для священного образа) - украшенных шкафчиков или застеклённых полок для икон было распространено в регионе Ветки в конце XVII - начале XX вв. и тесно связано с существовавшим здесь центром иконописания. Мастерство вырезания золочёных киотов-"садов" в Ветке передавалось обычно от отца к сыну. Оно наследовало приёмы и растительные мотивы золочёных иконостасов, украшенных "навылетной белорусской резью", которая распространилась с XVII в. В местных условиях это искусство получило новый толчок к развитию, заново взаимодействуя с белорусскими и украинскими традициями. Старое представление о том, что киот крестьянской избы представляет собой упрощённый тип иконостаса, бытовало у ветковских художников в конце XVII - XVIII вв. Они ассоциировали домовый алтарь и киот с иконостасом барочного типа: объединяли барочную раму, развившуюся в глубокий киот, и каноническую икону. "Мирозданная" икона, представляя "мир иной", помещалась в натуралистичный киот, что вызывало живое ощущение явления образа и обострение восприятия "мира иного". На расстоянии в 40-60 см (расстояние личной молитвы) резной киот занимал всё поле зрения человека.

При приближении живописный образ, будто заключённый в саду-древе, открывался в живом обрамлении и являлся в нём подобно чудотворным иконам, находимым на деревьях. В то же время конструкция киота была рассчитана на взаимодействие со светом свечи или лампады.

Ветковская иконописная школа

Ветковская иконописная школа основана в 1680-х гг. на землях ВКЛ выходцами из Русского государства. С 1695 г., когда был освящён Покровский храм и монастырь, Ветка стала значительным старообрядческим центром. При местных монастырях, скитах, посадах и слободах интенсивно развивалось иконописание. Традиция была в основном анонимной (восстановлено около 80 имён). Секреты ремесла и рецепты красок часто передавались по наследству. Иконопись исполнялась яичной темперой по левкасу, чаще всего нанесённому поверх "паволоки" - холста, наклеенного на иконную доску. "Знамение" (предварительный рисунок) исполнялось иглой - "графьёй". Колорит сохранял свойственную древней иконописи световую насыщенность.

В народном творчестве краски икон становились всё более яркими - "пылающими". Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков красного - от киновари до глубоких вишнёвых и малиновых тонов и выполнение золотых фонов и полей икон, закрытых листами сусального золота, "двойника" (серебро и золото), серебра под цветным (иногда янтарным) лаком. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, ростки, звёздчатые, крапчатые мотивы.

В поздних памятниках, чаще всего слободских, применялась цировка - нанесение орнаментов процарапыванием иглой цветного лака до металлической подложки. Разнообразной была система золотопробельного письма - переданных кистью графически творёным золотом световых бликов (чаще на одежде).

Ветковская рукописная книга

В конце XVII - XVIII вв. поселение Ветка являлось крупным духовным центром старообрядцев; источником сохранения и развития русской средневековой книгописной традиции в рамках культуры Нового времени. Формируясь на границе Речи Посполитой с Русским государством, ветковская рукописная традиция приобретала самобытные черты в активном взаимодействии культур восточно-славянских народов - русских, белоруссов и украинцев. Как целостное явление она оформилась на территории Беларуси, оказавшись органично вплетённой в историю белорусской культуры. Рукописная книжность Ветки в XVIII в. была связана преимущественно с деятельностью местных старообрядческих монастырей: Покровского, Лаврентьевского, Макарьевского и др. В Ветке и связанном с ней Стародубе сформировался оригинальный художественно-декоративный стиль в оформлении местных рукописных книг. Его становление и развитие прослеживается, прежде всего, по певческим рукописям, которые создавались здесь до конца 1920-х гг.

К концу XVIII в. ярко проявились наиболее характерные черты ветковского стиля: бесконечная вариативность канона; сочетание тенденций барокко, классицизма, модерна; живой ритм; огромное разнообразие растительного орнамента; богатство и живописность колорита, который имеет исторически развивающийся характер. В красочной гамме преобладают тёплые тона красного, терракотового, оранжевого, зелёного, голубого, часто переходящего в бирюзу самых разных оттенков.

Ветковская чеканка

Ветковская чеканка, техника художественной обработки металла златокузнецами г. Ветка и окрестностей. Первые сведения о ветковской чеканке, принесённой старообрядцами, относятся к концу XVII в. Ветковские кузнецы ковали многопудовыекорабельные якоря, инструмент для многочисленных артелей строителей, ювелирные золочёные оклады на иконы и книги. Произведения мастеров-златокузнецов назывались "коваными ризами". С XVIII в. упоминаются иконы "все в сребровызолоченных ризах" в 4-ярусном иконостасе в старообрядческом Лаврентьевском монастыре на р. Уза близ Гомеля. На окладах некоторых местных образов сохранились вычеканенные авторские подписи, однако многие произведения с клеймами и подписями были уничтожены. Ныне выявлены имена около 20 мастеров. Большая часть произведений художников по металлу осталась анонимной.

Ветковский стиль чеканки складывался на пересечении средневекового наследия и искусства Нового времени. Барочным мироощущением проникнуты принесённые ветковчанами традиции московского искусства, испытавшего в XVII в. сильное влияние мастеров из Речи Посполитой.

Оказавшись на территории земель ВКЛ, художники Ветки продолжили развивать традиции чеканки внутри белорусской культуры. Были активными их связи со стародубскими слободами, где процветало т.н. "казацкое барокко". Чеканные оклады ветковских икон развивались из кованых риз, закрывающих фигуры персонажей подобно одежде. Это явление было известно уже с XV в. в Византии, однако наиболее развилось в искусстве злотников ВКЛ.

Ветковское шитьё бисером и жемчугом

Ветковское шитьё жемчугом и бисером - один из видов искусств старообрядческой культуры Ветковско-Стародубского региона. Возникло в конце XVII - XVIII вв. в поселениях около Ветковского Покровского монастыря, на землях которого образовался центрразвития древних традиций церковного шитья (облачения, оклады на иконы, переплёты книг и др.). Позже искусство шитья и "сажения жемчугом и бисером" перешло в народную культуру посадов и слобод. Существовала также традиция шить оклад на свадебную икону (сохранились произведения XVIII - XX вв.). На последнем этапе существования в нач. XX в. этим видом искусства занимались местные мастерицы — "келейницы", передававшие своё мастерство девочкам-ученицам.

В основе технологии - византийское по происхождению "шитьё в прикреп". Рисунок наносился на льняную основу на прямоугольных пяльцах вдоль очертаний изображения на иконе, которую предстояло украсить. Надписи, картуши-рамки и весь растительный декор рисовали вручную. Контуры вышивались жемчугом, перламутром или бисером жемчужного цвета. Внутренние плоскости заполнялись локально, нити располагались "по форме", имитируя плавное облегание одежды и подчёркивая детали архитектуры и др. Фон между изобразительными мотивами часто заполняли вертикальными нитями бисера, который также выкладывали по периметру. Как и в других видах изобразительного искусства Ветки, здесь преобладал растительный стиль (стиль "цветущей ветки - Ветки").

Евангелие

"Книгами и иконами
Ветка снабжала весь старообрядческий мир".
Никольский Н.М. История русской церкви.

Начало истории Ветки относится ко второй половине XVII в. Тогда в результате религиозного раскола, происшедшего в России в середине столетия, в юго-восточной части современной Беларуси, на территории Речи Посполитой, появилась ветвь старообрядческих поселений, выделившая вскоре из себя и собственно Ветку - центр, имевший Покровский Ветковский монастырь, а в нем единственную по всему православному миру церковь "старого образца".

К 30-м годам XVIII столетия Ветка становится крупным поповским центром в противовес Выговскому беспоповскому. К ней "прислушивались и духовно подчинялись поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика, как и все поповщинские колонии раскола в юго-западной, юго-восточной России".

С момента своего основания (1680-е годы) в силу исторических причин Ветка на долгие годы стала притягательным центром церковной полемики, образования староверов, а её церкви и монастыри - "школой книжности и письменности".
Сюда, на белорусские земли, со всех концов России на протяжении двух с половиной столетий несли люди свою "духовную пищу", сберегая её больше своей жизни. Первые сведения о множестве книг у старообрядцев Ветки оставил секретарь королевской комиссии Пётр Полтев, который проводил тут расследование 18 января 1690 г.

  Яндекс.Метрика