Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова волею судьбы оказался в центре тех событий, которые связаны с «культурными последствиями» Чернобыля. 59 населённых пунктов перестали существовать только в Ветковском районе Гомельской области. Среди них — безвестные маленькие посёлки и большие сёла со своей неповторимой культурой.

Земли эти имеют богатое историческое и доисторическое прошлое. Здесь известны археологические памятники начиная с мезолита. Некоторые из них, например Стрелица, помнят знаменитые раскопки 1960-х, открывшие миру артефакты эпохи бронзы — свидетельства культуры индоевропейцев, осваивавших эти земли в III тысячелетии до н. э. Местные реки — пути и места расселения древних славян, племена которых подходили друг к другу наиболее близко. Роль культурного «пограничья» продолжала быть актуальной и напротяжении последующих веков, сменявших границы и сами названия княжеств и государств. В результате традиции, сохранявшие свою самобытность в целостном самоосознании, вмещали многослойные пласты культуры разных периодов истории.

Так, явно языческое наследие — обряд «Стрела» — сохранялся и развивался в «коконе» христианского освящения своей плодородной функции. В местных традициях узорного ткачества сохраняли свою магическую, а затем и благожелательную роль древнейшие элементы орнамента — те «раннеземледельческие культовые знаки», которые до последнего времени украшали тканые рушники. Местная домовая резьба прониклась соединительными тенденциями, где барочный завиток соседствовал с тератологическими мотивами древних рукописей и ещё более древними ритмами земледельческого космоса...

Жители зоны отселения отождествляли себя с потомками самых разных конфессиональных и социальных групп: православных «мужиков», казаков, шляхты, старообрядцев разных толков. Таким образом в «срезе» отселённых деревень отозвалась уникальная историческая и культурная ситуация региона — мирное и многовековое сосуществование традиций, позволившее сохранить архаические черты в их «раздельности». В то же время активное и полное взаимного интереса взаимодействие этих традиций приводило к возникновению неповторимых культурных феноменов. Таковы, например, ветковская школа иконописи, местный стиль рукописной книги, народная белорусская икона, богатство узорного ткачества, фольклорные шедевры.

Исследовательский коллектив музея собирал материалы в этих деревнях и до, и после их отселения. За 25 лет работы в музейный фонд вошли уникальные коллекции. Пришло время упорядочить материалы и опубликовать как можно подробнее собранное нами — свидетельства богатого наследия — художественной культуры, фольклора, обрядов этих мест. Потому что «тексты» духовной культуры, как и рукописи,— не горят!

В 2005-2006 гг. музей работает над собственным исследовательским проектом «Голоса ушедших деревень». Решено создать банк данных по культуре и традициям деревень региона, которые были отселены в связи с чернобыльскими событиями. Кроме упорядочения старых записей и систематизации памятников, сюда входят и исторические данные, и сведения, получаемые сегодня от переселенцев, родные деревни которых уже не существуют. Анализируются экспедиционные материалы всех лет — фоно-, фото- и видеозаписи. В результате в банк данных входят 316 экспонатов, более 500 фольклорных текстов, собранных в разные годы сотрудниками музея. Реставрируются иконы и старые ткани, проводится подробная фотофиксация. Сами памятники: археологические артефакты, произведения народной художественной культуры — становятся предметом нового научного исследования. Они предстают не только как факты местной культуры, но и как сопоставимые «тексты» внутри неё. Становятся понятнее целостные традиции духовной культуры, так как впервые ставится задача «услышать голос» каждой деревни, а вместе они сливаются в стройные хоры. Так складываются очерки художественной культуры и традиций. При этом осуществляется главный принцип исследований — проводить их на основе только тех памятников и текстов, которые происходят из более не существующих деревень.

Проект захватывает его участников: сотрудники открывают новые для себя стороны традиционной жизни (порой и в собственных записях прежних лет, по неопытности не осмысленных в то время), информанты — переселённые жители — заново переживают и вспоминают до деталей «красоту» обрядов, загадочность преданий. Обе стороны переосмысливают прошлое — и оно становится частью их сегодняшней души.

Активность и смысл любого проекта — в его творческом импульсе, обогащающем современного человека, позволяющем ему обретать собственные корни. Поэтому так важно поделиться радостью взаимного откровения. Естественным образом планируется и осуществляется ряд «публикаций» — выставки, статьи в периодической печати, выступления по радио и телевидению, участие в конференциях. Итоговый результат проекта — эта книга перед вами. Главное — не утратить!

ОТСЕЛЁННЫЕ ДЕРЕВНИ ВЕТКОВСКОГО РАЙОНА: 

Акшинка

Амельное

Бартоломеевка

Беседь

Борьба

Быковец

Воробьёвка

Восток

Выгар

Габровка

Гаристы

Гибки

Гута

Гутка

Залужье

Заречье

Ириновка

Калинин

Камылин

Косицкая

Красный путь

Красный Угол

Купреевка

Куты

Лески

Нестеровка

Новоивановка

Новые Громыки

Новый Малков

Осово

Первомайский

Петрополье

Петуховка

Побужье

Подгорье

Подкаменье

Подлоги

Подлужье

Попсуевка

Потёсы

Пролетарский

Речки

Решительный

Рудня-Гулево

Рудня-Шлягино 

Рыславье

Селицкая

Сивенка

 Синий остров

Скачок

Старое Закружье

Старые Громыки

Старый Малков

Сымоновка

Усохи

Ухово

Уютный

Хизы

Шейка

 

Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика