Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Ветка, Беларусь

Зажжётся ли свеча?..

К празднику готовились заранее. 21 сентября — Вторая Пречистая, день Рождества Пресвятой Богородицы.

Что необходимо для того, чтобы празднество состоялось? «Зажечь» огонь в своей душе, а также — зажечь свечу перед образом Царицы Небесной.

До Второй Пречистой в старину, да и теперь сельчане стараются собрать весь урожай на поле. До этого же примерно времени — времени осеннего равноденствия приурочивалось первое зажжение домашнего огня: на Полесье справляли обряд — «Женитьбу комина», или чествовали Богача — сеялку с зерном и поставленной в неё свечой (рожь или пшеницу для сеялки брали из первого сжатого снопа).

Багатнік, Багатуха, символом которого был Богач, — древний земледельческий праздник. Его справляли после окончания жатвы, приурочивали до Рождества Богородицы. Этот обряд бытовал в Беларуси до конца XIX в., чаще всего встречался в деревнях Северного Полесья и на Гродненщине. Сеялка с зерном и свечой стояла в доме до следующей жатвы, как символ счастья и богатства.

Ты богатый, когда после тяжёлой искренней работы закрома были полны зерна. Ты богатый, когда собрал урожай, который дал Бог. Отсюда и название всех зёрен, собранных вместе: «збожжа» — то, что от Бога, первейшее богатство, отсюда и «Богач».

Богач как божество.

Лично мне он представляется в виде ребёнка, который «купается» в обмолоченных зёрнах пшеницы, овса, ячменя.

Зёрна, конечно, после обмола надо высушить, насыпать в меха… И много чего ещё необходимо сделать для того, чтобы хлеб лежал на столе.

Работа, работа, безостановочная работа!

И только на Вторую Пречистую можно немного отдохнуть: пойти в церковь, зажечь свечу, поблагодарить святых — Николая, Илью, Бориса и Глеба, Юрия-Георгия, Пречитсую Богоматерь и Её Сына за хлеб-соль, за праздник жизни. А после этого, на следующий день уже сеять озимые культуры.

Озимая рожь — главный символ, как и ржаные колосья, на музейно-педагогических занятиях «Сцежкаю Маці Божай» в Ветковском музее.

Участниками были мальчики и девочки Центра дошкольного воспитания г. Ветки, яслей-сада №3 г. Ветки, воспитатели этих дошкольных учреждений. Занятия состоялись незадолго до Второй Пречистой в этнографическо-археологической экспозиции музея «Познаю историю руками».

- Как вы думаете, что нужно, чтобы зёрна, брошенные в землю, зазеленели?

Нужны солнце и вода, — отвечают дети. — Солнце — для того, чтобы зёрнышку было тепло, оно смогло прорости, чтобы вцепилось корешками в почву. Вода, чтобы напиться…

Проросшие зёрна грело солнышко, поила вода. И вот, рядом с тобой, дивный сноп ржи.

Вспоминаем рассказ Нины Прокопьевны Морозовой (род. в 1929 г. в д. Столбун Ветковского района): «Калі жніво … Перва памоляцца: «Прэсвятая Божжа Маці! Памажы нам жыцечка жаці!» — «Тады ж буду памагаці, калі ня будзеш сама ляжаці!» — эта так шуцяць. Тады ўжэ выжынаюць — перва па адной жменьцы. І выжнуць — і пад пояс, штоб паясніцы не балелі. І первы сноп, як нажнуць атдзельна паставяць, у абабак не ставяць Як ідуць дамоў, первы эты снапочык каждая нясуць. Як у хату толькі ўваходжаюць: «Уношыю першы сноп — клапам і тараканам — на гроб. Уходжыя хазяін у двор — мухі і камары із хаты — вон...» Прыходжаем жаць. І жнуць, жнуць. І тады: «Нашлі! Нашлі! Сцежачку… І я тую сцежачку бачыла. Нізенька будзе, у два пальчыкі, іціць і іціць. Так відна, што падрэзаныя каласочкі. А саломы не відна. Дзе яна дзелась?. І хапаем тэй жніўнік, саломку. Жнём, рукі баляць… Тады ўжэ параць зажонам Мацер Божай» (Экспедиционные записи Ветковского музея).

Нина Прокопьевна рассказывала также о том, что в старину, в день дожинок, жнеи делали крестики из соломы, клали их около последних несжатых стеблей ржи — обрядовой «бороды». Про тоже самое вспоминала Мария Павловна Пузикова, 1916 г.р., жительница д. Дубровка Добрушского района: «Бараду дзелалі. Так, жыта вяршок… Па бародах бегалі. Гурочка, хлебца пакладуць. Ой, глядзіш ужо — малыя тых гурочкаў, бараду схапіць… Ціпер ба б тую бараду ніхто не ўзяў. На кожным полі бараду ставілі. Дажынаіш — і бараду. Сярод нівы паставяць… Жнуць, жнуць. Кінуць на бараду такі во кусочык. Тады ета — звяжуць нітачкай, вяршок той зрэжаць, хрэсьцік здзелаяць… Хрэшчычак… Пучочак так складзеш, шчэ пучочык. Пакладзеш. Еты крэсьцік нясеш дамоў і кладзеш на Кут. І ляжыць той хрэшчык, пакуль жыта сеяць увосень. І па жыту пасеяць… Бараду абізацельна дзелалі — такая запаведзь была… «Вон ужо — Маня ці Галя, бараду ужо здзелала, ужо зжала жыта» (Экспедиционные записи Ветковского музея).

Ребята рассматривали самые разные предметы, которыми пользуются жнеи, хлеборобы и пчеловоды, запоминали их белорусские названия: «рунь», «жыта», «збожжа», «зерне», «Барада», «кручча» (орнамент неглюбской традиции ткачества на рушнике), «сявенька», «Багач», «лязіва», «лазьбень», «воск», знакомились со словами «бортник», «борть», «пчеловод», «колода», «улей», «клещи»…

Обмолачивали рожь с помощью небольшого деревянного «пряника».

Вот они, рядом: проросшая рожь — рунь и зрелые колосья, с наклонёнными крючками («круччам») — наш, местный узор, которому насчитывается несколько тысяч лет. Попробовали его нарисовать: сначала — ромб и крестик, затем — крючки. Истоки образца — в орнаменте местных горшков.

Вот зернотёрка: круглым, небольшим камнем несколько тысяч лет назад наши предки растирали в муку зёрна, насыпанные на плоский камень.

А вот и деревянные жернова, на которых перемалывали зерно ещё в середине XX в. в деревнях Ветковского района. Попробовали на жерновах сделать муку…

Проходят века. Каждой весной (и осенью) засевают поле, в августе и сентябре — сбор урожая — исконные человеческие действия. Как и зажжение огня, изготовление свечей, которые в определённый момент заменили электрические лампочки…

На протяжении тысяч лет люди пользовались свечами, сделанными из воска. Без них и сейчас не обойтись в определённые моменты. Воск (не только мёд) в большом количестве собирали бортники, пчеловоды.

В Ветковском музее хранятся вещи, которыми пользовались бортники: дымарь, которым окуривали пчёл, лезива, сделанное из кожи, лазбень — деревянный короб для сбора бортевых сот, деревянные клещи, которыми выдавливали бортный мёд, тесло — топор, лезвие которой имеет форму полукруга. Детям о них — отдельный рассказ.

«Последние бортники Европы, которые встретились Кшиштофу Хейке» (её автор — Кшиштоф Хейке) — роскошная книга, в которой есть множество текстов на польском языке и множество оригинальных снимков, сделанных на территории Украины, Польши, Беларуси. Листая страницы этой книги, дети удивлялись разным интересным вещам на фотографиях, красоте нашего мира. Пчела в нём — пример трудолюбия, надежды на воскресение.

Интересно было также во время музейно-педагогических занятий подержать в руках кусочек воска, нагретый в воде. Покрутить жернова и увидеть, как сыплется мука. Присоединиться к изготовлению красивой жёлтой свечи. Представить себе ржаное поле, по которому невидимо прошла Богоматерь Мария и сжала первый сноп.

Зажжётся ли свеча на Рождество Богородицы?

Автор текста: Романова Л.Д.
Автор фото: Романова Л.Д.

Посмотрите нашу фотогалерею

Copyright © «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» г. Ветка, Беларусь - 2013-2019.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на сайт-источник.