Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Ветка, Беларусь
  • Главная
  • Новости
  • Виктор Шипков. Традиционная культура д. Марковичи и окрестностей

Виктор Шипков. Традиционная культура д. Марковичи и окрестностей

В ткацкой мастерской филиала Ветковского музея состоялось открытие авторской выставки Виктора Шипкова «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Заинтересовались мы этим мастером не случайно. Виктор — давний друг музея, и знаем мы его как отличного гармониста, играющего в филиале, когда проводятся разнообразные мероприятия. Но мы предлагаем посмотреть на автора с другой стороны, на человека, который очень интересуется традиционной культурой.

В субботу, 5 октября 2019, в ткацкой мастерской филиала собрались такие же заинтересованные народной культурой люди, как и сам Виктор. Открытие выставки не было типичным, а с мастер-классом. Обо всём по порядку.

Ветковский музей привлекает людей тем, что в нём посетители чувствуют человеческий дух, то, что совсем недавно видели сами в доме родителей, либо бабушки или дедушки, а сейчас — это вещи из частной коллекции. Благодаря Виктору Шипкову в нашем музее продолжается демонстрация народной культуры и традиций. В данном случае, это д. Марковичи (Гомельский р-н). Когда люди предлагают искренне то, что им самим нравится, то каждый это чувствует. Добавьте этому размышления о конкретных персонах, которых вы не знаете, но, благодаря увиденному, всё становится немного ближе к нам, чувствуешь себя в уютном доме.

«Вот например постилка на стене, это была ткань для андарака. В связи с тем, что андарак вышел из моды, а застилать кровать нечем, бабушка приняла решение сделать из клетчатой ткани не юбку, а сшить постилку. В мою коллекцию некоторые андараки так и попали. Бабушка застилала ими постель. Два андарака распарывала, а затем сшивала вместе и получалась большая постилка».

Очень интересную мысль высказал Виктор:

«На самом деле, вся белорусская культура держится на одном человеке, как бы это странно не звучало».

В данном случае Виктор рассказывает о своём учителе Григории Тихоновиче Басове.

«Басов — это тот человек, который не ожидал, что придёт кто-нибудь из этнографов, поднимет тот старый этнографический материал и пойдёт разговаривать с бабушками, которые дадут ему что-то такое, а он на основании этого чего-то будет делать. Он просто брал и делал, не ждал, что кто-то пойдёт к бабушке и запишет частушки, он не ожидал, что кто-то достанет из сундуков рубахи и презентует их в комплексе. На его примере началось формирование и собственное представление о своей традиционной культуре, культуре д. Марковичи и окрестностей».

С чего всё начиналось?

«Начиналось всё с песен. Песни повлекли за собой интерес к обрядам. Благодаря им появился интерес к строю и оно всё навалилось и, в принципе, составило сплошное представление о традиционной культуре. На сегодняшний день вещи в коллекцию попадают различными способами».

Очень хочется поделиться мыслями автора касающихся техники «спрэнг». И вот подошёл тот момент, когда мастер начал рассказывать о поясах:

«Первой в коллекцию попала мужская рубаха. К сожалению, нам не удалось её выставить, но не факт, ещё времени много, я думаю увидим. Второе, что у меня появилось в коллекции, это пояс. Где-то в 2007 году в деревне нашей, в Марковичах, были пояса, но как их делать никто не знал. Первые пояса — это простенькие, тканые на дощечках, четыре штуки. Я крутил, как говорят, на ощупь, как видел так и выкручивал. Делал пояса на бердечке. Литературу читал, было непонятно. Когда заправил, оно и пошло. Самое интересное для меня — делать узоры, но то, что меня поразило больше всего — пояса в технике «спрэнг». Когда я начал углубляться в эту технику оказалось, что есть ещё в наших деревнях бабушки, которые даже знают как их делать. Например в д. Маковье бабушка, можно сказать, на пальцах зашнуровала нити и показала основные варианты переплетения этих поясов. Отличие «спрэнговых» поясов в том, что там есть только нити основы, которые переплетены между собой. Сегодня, я прихожу к такому выводу, что первые люди на земле освоили эту технику раньше, а переплетение основы и утка появилось позже».

«Как вы думаете, кто придумал ткачество? Природа. Вот есть кусочек похожий на сети. Это часть от пальмы. И если сравнить пояс с природным кусочком, то они очень похожи. На поясе диагональное переплетение: крест на крест. Самые первые изделия которые сделал человек — не одежда. Самое первое изделие — жизненная потребность человека — сети. Сети, которыми человек добывал себе пищу, которыми он ловил рыбу. Вертикальный ткацкий станок — первое устройство для того, чтобы получить сеть. К нитке человек шёл очень долго. Изначально человек использовал в качестве нити косы животных или длинные волокна коры от палок».

«Техника «спрэнг» уникальна тем, что в ней можно сделать привычную нам ткань, как на кроснах. Ткачи поймут, что такое диагональное переплетение — это саржевое переплетение. Вот пошла «ёлочка» на поясе. Есть только одно отличие и оно заключается в том, что он выполнен только из нитей основы, поэтому он эластичен, в отличие от ткани, сотканной на кроснах. В этой технике можно создавать прямоугольные куски ткани и сшивать их. Самые древние находки датируются 7 тыс. д. н.э. Они сохранились как отпечаток на глиняных сосудах».

Посмотрите нашу фотогалерею

Copyright © «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» г. Ветка, Беларусь - 2013-2019.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на сайт-источник.