В конце февраля в Минске состоялся республиканский семинар-панорама «Развитие инновационной деятельности в учреждениях дошкольного воспитания». Местом проведения семинара стала Академия последипломного образования — государственное учреждение, хорошо известное педагогам учебных заведений, воспитателям и заведующим дошкольных детских учреждений Республики Беларусь.

На основе приказа Министерства образования Республики Беларусь в дошкольном центре развития ребёнка г. Ветки несколько лет продолжается инновационная деятельность по реализации проекта «Внедрение модели организации патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования».

Деятельность по реализации проекта продолжается и в этом году. Так, участие в республиканском семинаре представителя Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова Л.Д. Романовой и представителя Дошкольного центра развития ребёнка Е.В. Пичухи стало частью этого проекта.

Как научить ценить свою землю? Как воспитать ребёнка настоящим человеком? Каким образом научить отдельным практическим действиям? Как воспитать лучшие человеческие качества: внимание к другу, брату, стремление защитить слабого, приобрести уважение к старшему, иметь доброту в сердце, умение творчески работать и др. Каким образом сделать прививку от зла, равнодушия, безверия, ненависти, лени?

Эти вопросы всегда были и есть одними из главных как для родителей, так и для воспитателей, педагогов школьных и дошкольных учебных заведений.

В конце концов, многие беды и неприятности нашей жизни начинаются тогда, когда люди забывают, что они — люди, перестают интересоваться культурой, историей родного края. Бывает, что человек, который имеет несколько высших образований, далеко не всегда может быть человеком воспитанным: от его действий могут страдать и близкие люди, и общество. А прежде всего — он сам.

Лично мне очень интересно было узнать, какие новые идеи, формы и методы работы с детьми появились у современных педагогов.

На семинар приехали воспитатели из разных городов Беларуси: Могилёва, Гомеля, Минска, Новополоцка, Берёзы, Ошмян, Гродно, Несвижа, Кормы, Житковичей. В их составе были: методисты институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов, курирующих дошкольное образование, члены секции дошкольного воспитания республиканского клуба «Хрустальный журавль», руководители учреждений дошкольного воспитания. Присутствовали также студенты Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Основной частью семинара стала презентация материалов, полученных в результате реализации выше упомянутого инновационного проекта.

Просто на глазах у всех присутствующих воспитателями яслей-сада №13 г. Могилёва был создан и через час показан видеоролик «Моя малая Родина». Участники семинара делились с другими своими наработками. Сами воспитатели были в роли детей, выполняли различные творческие задания. Например, разными способами составляли образ-изображение Полоцкой Софии, распознавали на карточках исторических личностей Полоцка.

Детям дошкольного и школьного возраста, живущих в Ветке, просто везёт: именно для них в Ветковском музее налажена деятельность школы «Аз, Буки, Веди. Глаголь — добро!», С 2018 г. началась работа с интерактивным проектом «Познай историю руками». Музейно-педагогические занятия проводятся преимущественно на белорусском языке. Как правило, детям он понятен. Если что-то не понятно, даются объяснения.

Далеко не во всех государственных музеях Республики Беларусь воспитанники детских садов имеют возможность посещать музейно-педагогические занятия по отдельным темам. При этом — бесплатно. Подобные занятия в помещениях дошкольных учебных заведений проводить, по словам самих воспитателей, как правило, нет возможности.

Пространство музейных экспозиций, одновременно с показом местных экспонатов и рассказом об отдельных событиях нашей истории, о выдающихся людях — отличные помощники в патриотическом (национальном) воспитании и образовательном развитии маленьких ветковчан, учеников младших и средних классов. В течение двух последних лет в экспозиции «Познай историю руками» проводились занятия по следующим темам: «Как давно мы здесь живём?», «Вселенная на ниточке», «Как рубашка в поле выросла?», «Откуда берутся узоры на окнах?» , «Свечи для Богача», «Глиняные метаморфозы: о чём звенит и шепчет глина?», «Современный неглюбский рушник», «Бортничество, пчеловодство — традиционные занятия белорусов. (Изготовление соломенного мата)», «История одного узора», и др.

Темой выступления на республиканском семинаре-панораме была презентация музейно-педагогического занятия «Глиняные метаморфозы: о чём звенит и шепчет глина?», которое проводилось для детей Дошкольного центра развития ребёнка г. Ветки, яслей-сада №3 г. Ветки в прошлом году.

В экспозиции «Познай историю руками» задействованы экспонаты из коллекции этнографии и быта (ступа, жернова, пряслица, зернотёрка, др.), Пояснительные тексты, изображения, на которых — посуда, примеры орнамента эпохи бронзы. Есть специальный стол, в ящике которого — песок (чтобы дети, словно на настоящих раскопках, специальными кистями и маленькими лопатами разыскивали древние вещи и определяли время их изготовления). В пространстве экспозиции — горшки, найденные во время раскопок в Ветковском районе и на Гомельщине, которые датируются временем эпохи бронзы, а также — копии древних местных горшков, сделанные по заказу музея современным мастером-гончаром. Здесь же — несколько горшков — артефакты милоградской археологической культуры, керамическая посуда различного назначения, изготовленные в ХХ в., которыми пользовались местные жители, с указанием общепринятых и диалектных названий различного вида посуды.

На примере представленных экспонатов есть уникальная возможность изучать историю развития орнамента на глиняных изделиях и в ткачестве в одном целом с историей развития земледелия, сравнивать примеры местных орнаментов и узоров с орнаментами других врёмен и народов — тема, бесконечно интересная для исследователей культуры.

Передать детям практические знания, представления об узорах, образцах тысячелетней давности, которые содержат наши главные ментальные ценности, ценить свою землю, свое культурное достояние — одна из целей, которой пытаются достичь сотрудники Ветковского музея И.А. Юдина, А.С. Никитин, А.В. Скидан, О.В. Афанасьева, Л.Д. Романова, директор музея П.М. Цалко в рамках проведения занятий «Познай историю руками». Детям самим интересно: попробовать ткать на кроснах, вычёсывать шерсть, прясть нить при помощи веретена, делать соломенный мат для утепления пчёл, вырезать узор на деревянных заготовках, древним способом украсить глиняный горшок…

Когда держишь в своих руках кусок глиняного горшка, который был сделан пять тысяч лет назад местными людьми и был недавно обнаружен современниками на берегу или на дне Сожа, невольно начинаешь задумываться о смысле и слишком короткой человеческой жизни, о главном, что нужно тебе самому сделать в ней.

Автор текста: Л.Д. Романова

  Яндекс.Метрика