В 2019 г. гомельчанка Светлана Лазаренко зафиксировала на фото чудесные мгновения колядования в деревне Столбун Ветковского района. Её работы стали основой выставки «Раю раіўся, Хрыстос нарадзіўся!..», подготовленной сотрудниками Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова в помещении Ветковской районной библиотеки.

На открытии выставки присутствующие узнали, почему именно деревня Столбун стала притягательной для колядовщиков, какие связи существовали и существуют между её жителями и членами «Толоки» — Гомельском объединении молодёжи (фотографии Светланы Лазаренко хранятся в архиве объединения).

Прелесть зимнего вечера в том, что люди, объединённые ожиданием чего-то необычного, ощущают свою приобщённость к Божьей тайне Рождества… — этот удивительный момент можно увидеть на фотографиях.

Об отдельных моментах празднования Рождества в наших местах рассказали директор музея Пётр Цалко и ведущий научный сотрудник Лариса Романова.

Традиция колядования всегда была желанной, любимой для жителей нашего района.

Рождество — чрезвычайно давний праздник в честь Солнца. Наши предки называли его Колядой, пели, кроме прочего, о том, что Коляда приезжает «на трех седых лошадках».

Рождественские дни заметно удлиняются. Всё чаще ты видишь на небе Солнце — самую любимую, самую главную звезду. Душа и сердце наполняются радостью от того, что немыслимо давно в наш непростой мир пришел Спаситель — Иисус Христос.

Две тысячи двадцать лет назад яркая звезда появилась на небе и стала знаком величайшего события. В ночной темноте она освещала путь волхвам, решившим отправиться в далёкое путешествие. Волхвы хотели поклониться Богу, который скоро должен был родиться. И они увидели его — маленького младенца, которого Мария родила и запеленала. Отдали свои подарки и немыслимо были рады произошедшему.

Величайшее чудо — Рождество Христово стремились и стремятся воспроизвести, запечатлеть на иконах и живописных полотнах иконописцы, художники. Мастера слова прославляли и прославляют его в текстах песен, молитв, стихов, заговоров на протяжении вот уже двух тысяч лет. Длинных — это если сравнивать по человеческим меркам. А по космическим?.. Свет той далекой звезды освещает твоё земное существование и сейчас. Ты стремишься назвать его жизнью… вкладываешь в него порой большой смысл. Стремишься помнить, верить в то, что в каждом человеке живёт частичка Бога. Бывает, её застилает темнота. И тогда происходит борьба добра со злом.

Образ избранной земной женщины с именем Мария с момента рождения Иисуса Христа стал символом покровительницы всех женщин, особенно тех, кто подарил миру своё чадо. Вот и иконы «Рождество», которые есть в фондах Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова, свидетельство тому. А также — множество стихов, псалмов, авторы и исполнители которых прославляли и прославляют Рождество Христово, его крещение. Отдельные тексты «щедровок», традиционные представления о праздновании, записанные сотрудниками музея во время научных экспедиций, можно увидеть рядом с неповторимыми фотографиями Светланы Лазаренко.

Подсознательно хочется растянуть время Рождества, чтобы сделать всё, что надлежит сделать, чтобы лучше прожить это время, помечтать о завтрашнем дне.

Ты рассуждаешь: как встретить Новый год? Какие желания загадать… Кого пригласить… В церковь сходить… Приобрести подарки… Дом украсить … Родителей порадовать…

Хочется верить, что в новом году будут только хорошие события, к которым ты сам будешь присоединён, которые создашь вместе с друзьями, родными людьми.

Есть представление: в день Рождества дверь в рай открывается. Колядовщики — посланцы из рая обычно желают хозяевам здоровья, богатства, благодати Божией, щедрости, радости. И, главное, любви — друг к другу. Именно поэтому «Раю раіўся, Хрыстос нарадзіўся ў вашэм дварэ!» звучит снова и снова в тексте щедровок. Слова звучат конкретно: «Хрыстос нарадзіўся ў вашэм дварэ». Отсюда: какой ты представляешь встречу с ним?

Традиция колядования, видно, как никакая другая, способна сплотить людей, прежде всего — радостным смыслом праздничных событий. Приходят колядовщики из года в год, из века в век. Так было и есть в Столбуне, Ветке, Гомеле…

Колядовщики на фотографиях — это члены Гомельского молодежного культурно-общественного объединения «Толока», Школки бытового танца (г. Гомель), участники фольклорной группы «Столбунские вечорки», а также — дети и взрослые, живущие в деревне Столбун.

Ты хочешь знать немного больше о «Толоке»?

Некогда, в 1987-1988 гг. участники объединения ездили в выходные дни в Ветковский музей народного творчества, чтобы помочь в ремонте, уборке территории возле здания музея. И не только.

«Толоку» создали несколько талантливых людей: Сергей Дубавец, Борис Петрович, которые работали на то время журналистами в «Гомельской правде» и жили в Гомеле, Татьяна Сапач (пусть будет светлая память о ней!), которая работала на Гомельском областном телевидении. Создатели объединения стремились приблизить тот день, когда, образно говоря, сад нашей белорусской культуры расцветёт, словно райский сад.

Слово «сад» имеет непосредственное отношение к садоводству, а также к земледелию и… ткачеству; в Неглюбке говорят: «посадить воробья» (или что-то другое) — это означает выткать этот узор. В языке женщин-неглюбчанок существовал даже термин: «сад челноков»(!).

Вот такая созидательная идея и работа, конечно, привлекала людей, которые имели самые разные занятия, профессии, возраст. Через некоторое время к «Толоке» присоединилось много людей.

Незабываемыми были понедельники. Ровно в 19.00 члены «Толоки» собирались в помещении подвала дома (г. Гомель, ул. Первомайская, 19а, ныне — ул. Ирининская), чтобы обсудить различные вопросы.

Со временем «толоковцы» меняли свои координаты — уезжали жить и работать в другие места, а кто и оставался в Гомеле. Дружеские встречи и совместная работа по возрождению белорусской культуры остались в их жизни навсегда…

Они были точкой отсчёта для создания не только полезных дел — в то время формировались характеры многих творческих личностей — Ольги Терещенко, Алеся Евсеенко, Олега Чижова, Николая Богданова, Андрея Скидана, Светланы Ткач, Екатерины Коваленко и других.

В «Толоку» приходили и приходят новые люди. В конце 1980-х годов объединение возглавлял достопочтенный «председатель» — Алесь Евсеенко. Были другие руководители. Сейчас «Толокой» руководит талантливый мастер, директор Ветковского музея Пётр Цалко. Современные толоковцы продолжают развитие давних толоковских традиций.

Чем только не занимались! Выносили куски разбитого полового кирпича из Кафедрального собора Петра и Павла в Гомеле, когда там был ремонт (в конце 1980-х), разучивали белорусские народные песни, читали и создавали новые белорусские стихи, ставили батлеечную пьесу «Царь-Максимилиан», приглашали творческих людей к себе… и, конечно, проводили незабываемые праздничные колядования в Гомеле.

...Снова и снова ты встречаешь Рождество, радуешься Божьему рождению.

Адресуешь всем вокруг слова чудесных рождественских песен. Пусть сбудется всё лучшее!

Автор текста: Романова Лариса Дмитриевна

Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика