Продолжается творческое сотрудничество Ветковского музея и учебных заведений г. Ветки. Вот и сегодня в зале, где обычно проводятся занятия по интерактивному проекту для детей «Познаю историю руками», состоялись занятия по новой теме «Криницы в Ветковском районе», заказанной воспитателями дошкольного центра развития ребёнка г. Ветки.

Во время экспедиций, проводившихся Ветковским музеем по Гомельщине, Могилёвщине, Брянской области (Россия), сотрудниками было записано довольно много интересных рассказов, легенд, связанных с появлением криниц, их названий. И, конечно, были рассказы об обрядах, празднованиях, которые проводили и проводят жители той или иной деревни возле них.

Эти намоленные места кое-где в Беларуси называют «прошчамі». Сами криницы, озёра, и местность, где они находятся, представляются местными людьми как святые места. К криницам, возле которых обычно стоят оброчные кресты с оброчными рушниками, приходят люди, чтобы помолиться Богу, Богоматери, попросить о чём-то важном. На то же они и «ключы», «жыўцы», - так называют криницы в наших местах. И к воде обращаются с надеждой, со словами «Святая вадзіца, усяму свету памашніца! Памагала ты ўсяму свету, памажы і мне…»

Слава Богу и людям за то, что в Ветковском районе есть криницы возле Шерстина, Перелёвки, Яново, бывшей Навиловки, Антоновки, в Новосёлках, Неглюбке, Столбуне, Больших Немках и некоторых других деревнях. Люди заботятся о том, чтобы родники не исчезали, чистят их, стараются сделать новые срубы вместо старых, которые отжили свой век. Фотографии отдельных криниц Ветковского, Чечерского, Кормянского районов, сделанные в 2010-е гг., дети увидели на видеопрезентации «Наши криницы».

Мальчики и девочки - воспитанники дошкольного центра развития ребёнка попытались сами изложить основу «колодца», - так, как это делали жители Ветковского района сто, двести лет назад. Обычно, чтобы песком не замывало дно родника, колодца, возле потока воды - «жыўца», строители-«копатели» клали дубовое донышко, или небольшие бруски. Донце могло лежать несколько десятков лет. Стены колодца также чаще всего делали из дубовых брусов, которые перед тем долго держали в воде, чтобы исчез горький привкус древесины. Такой колодец стоял очень долго…

Есть обычай приходить к роднику, если долго нет дождя. В одной из деревень Кормянского района Гомельской области жители бросали в колодец льняное полотно для того, чтобы пошёл дождь. Криница, колодец, река всегда представляется местом столкновения двух миров – подземного и надземного. Поэтому у многих народов существуют обряды, которые проводятся именно в этом пространстве. В колодец бросают деревянный крестик в день Крещения Господня. Пасвяцоным маком в старину осыпали землю возле колодца, - опять же, чтобы пошёл дождь. Девушки гадали у колодца, чтобы узнать о характере будущей свекрови. В криницы бросали монетки и просили здоровья, родниковой водой лечили зрение... Возле криниц обрекались – просили помощи свыше.

На оброчных рушниках, и не только, можно увидеть узоры, символизирующие воду, без которой нет жизни. На неглюбских рушниках, а также на рушниках, сотканных в деревнях соседней Брянщины, это - «кривуля». На отдельных рушниках можно увидеть геометрические фигуры, представляющие основу колодца, те самые дубовые брусы, которые кладутся с четырёх сторон…

Может, и запомнятся названия узоров на рушниках, сотканных в прошлом веке, детям, пришедшим на занятия. Кто знает, может ещё одарить момент, чтобы вспомнить старые технологии, давние традиции. До нашего времени существует поговорка: Всё новое – это забытое старое.

А пока в коллекции ткачества и народной одежды Ветковского музея продолжают свою жизнь два рушника, увиденные детьми на занятиях. Один из них, с «кривулей» и другими образцами, выткала в 1920-30 гг. Рыхлик Анна Осиповна (1898-1978 гг.) в посёлке Летяхи Красногорского района. Второй, с «колодцами», был соткан в 1950-60 гг. в казацких Болсунах Агафьей Васильевной...

И протянется ниточка знаний в будущее.

Текст - Лариса Романова
Фото - Елена Пичуха

Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика