О сем служителе Христове нам известно мало. Он был родным братом преподоб­ного Феодосия, белым попом из города Рыльска.

Крещение имел на себе дораскольное, но хиротонию никонианскую. В 1695 году пришел на Ветку, где был принят от ереси вторым чином и начал священнодейство­вать, а незадолго до блаженной кончины Феодосия сподобился иночества. Александр принял от ереси своего земляка, священника Иоанна Тимофеева из Рыльска36. Так как в 1709 году оного Иоанна (священноинока Иова) постригал престарелый Феодосий, можно предположить, что к тому времени сам Александр еще не был пострижен. С 1711 года старец Александр стал «начальствую­щим учителем» на Ветке и игуменом Покровского монастыря. «О деятельности иеромона­ха Александра на Ветке, как ближайшего преемника Феодосия, не сохранилось ровно никаких сведений»37. Возможно, он принял от ереси не только отца Иоанна, но и священ­ноинока Антония, и прочих38. После смерти его тело было явлено нетленным. Его чест­ные мощи также были кощунственно сожже­ны в 1736 году.

Отец Александр был первым священником, принятым от никонианской ереси вторым чином (чрез миропомазание). Старец Феодо­сий, совершивший сие, «установил прочную практику приема в старообрядчество священ­ников, рукоположенных в Патриаршей и позже в Синодальной Церкви, и поэтому его можно считать за первого установителя и основателя поповщины»39.

Димитрий Урушев

  Яндекс.Метрика