Древлеархангел Рафаил сказал праведному Товиту: «Тайну бо цареву скрыти благо есть, дело же Божие открыти и исповедати честно есть» (Тов. 12, 7). Посему и мы не умолчим о дивных Господних делах и милостях, явленных нам в последние времена чрез верных рабов.

Его, но поведаем о них всем христианам. Вспомним о добродетельных мужах, просиявших на Ветке и в Стародубье! Оные блаженные отцы подобно неисчислимым звездам украшали Церковь Христову, служа верными путеводителями для всех, жаждущих спасения, составляя славу Ветки и похвалу древлего Православия. Слух об их подвигах и благочестивом жительстве был столь распространен, что достигал самых окраин Руси. «Из отдаленных великорусских областей шли на Ветку люди только затем, чтобы: «по­видать тамошнего монастыря и монашеско­го жития», так сильно было влияние Ветки»1.

Шли люди на Ветку и для того, чтобы поклониться святым мощам преподобных отцов, покоившимся в Покровском монас­тыре. По свидетельству очевидца (новообрядца), христиане, веруя, что тела сих по­движников лежат под спудом нетленны, «ставят пред ними свечи и поклоняются, как угодникам Божиим, только вместо мо­лебнов поют панихиды; у многих на благо­словение имеются частицы их мантий, от которых будто бы получают исцеление»2. Но по злобе диавола святые мощи были унич­тожены, а с ними, если и не уничтожилась, то прискорбно умалилась и ослабла память о ветковских старцах. (1 Тим. 2, 4).

Но мы знаем: «в память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится» (Пс. 111, 6), и поэтому предлагаем сей небольшой па­терик, да пробудится в сердцах верных лю­бовь к былым подвижникам Святой Церкви, с коих всем нам подобает брать пример, да прославится Бог, «Иже всем человеком хощет спастися и в разум истинным приити»

Читая собранные жития преподобных отцов, мы живо представим себе то возвышейное состояние духа, которым, несмотря ни на какие гонения, обладали древлеправославные христиане того времени, и с грустью сравним наше настоящее со слав­ным прошлым…

Что было и что стало!.. Воскреснет ли великий дух подвижничества, вдохновляв­ший святых в минувшее время? Возродится ли иночество, некогда процветшее на Ветке «яко шипок благоуханен»? Восстановятся ли наши скиты и монастыри, некогда славные своими строгими уставами и чистым жити­ем? Одному Богу ведомо… Мы же ныне преклонимся благоговейно пред памятью ветковских праведников, повторив слова Псалмопевца: «помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих» (Пс. 142, 5).

Чада Истинной Церкви! будем не только хранить память об угодниках Божиих, но и их славной жизни сколь возможно подра­жать, исполняя слово апостольское: «поми­найте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте веру их» (Евр. 13, 7). Будем всегда помнить, что подвижники бежали в леса и болота, на окраины Руси и в чужие земли не только ради спасения своих душ, но и чтобы для нас сохранить правую веру Христову. Последуя их примеру, и мы да соблюдем веру православную непорочною, а Церковь Божию нерушимою. Укрепимся молитвенною помощью великих ветковских отцов, взывая к их заступлению; «Вол­нений множество не влажно проходяще, без­плотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте, богомудрии и преподобнии. И чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас».

Димитрий Урушев


ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Старо­дубке ХѴП-ХѴІІІ вв. Киев, 1895- С. 230.

  2. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. Т. XIV. СПб., 1910. С. 608.

  3. Ныне - Славянская площадь, дом 2.

  4. Аввакум, прот. Сочинения. Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1, в. 1. Л., 1927. С.850.

  5. Там же. С. 933 и 940.

  6. Кабанов И.Г. (Ксенос). История и обычаи Ветковской Церкви // Старообрядческий церковный календарь на 1994 г. М., 1993« С. 71.

  7. Забелин И.Е. Материалы для истории московских церквей. Ч. 1. М., 1884. С. 493.

  8. Мельников П.И. (Андрей Печерский). Очерки по­повщины // Собр. соч. Т. 7. М., 1976. С. 224-225.

  9. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Muenchen, 1970. (М., 1995). С. 429-430.

  10. Кабанов И.Г. (Ксенос). История и обычаи Ветковской Церкви… С. 71.

  11. Алексеев И. История о бегствующем священстве. М., 2005. С. 11.

  12. Там же. С. 10.

  13. Кабанов И.Г. (Ксенос). Цит. соч. С. 71.

  14. Иона (Курносый). История о бегствующем священ­стве. В кн.: Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. 2. СПб., 1861. С. 184.

  15. Кабанов И.Г. (Ксенос). Цит. соч. С. 71.

  16. Алексеев И. Цит. соч. С. 11-12.

  17. Там же. С. 7.

  18. Кабанов И.Г. (Ксенос). Цит. соч. С. 71.

  19. Алексеев И. Цит. соч. С. 13.

  20. Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье… С. 168-169.

  21. Кабанов И.Г. (Ксенос). Цит. соч. С. 72.

  22. Петрухинцев Н. Разгром Ветки // Родина: Рос­сийский исторический журнал. № 7. М., 1999. С. 44.

  23. Там же.

  24. Лилеев М.И. Из истории раскола… С. 173.

  25. Кабанов И.Г. (Ксенос). Цит. соч. С. 72.

  26. Там же.

  27. Мельников П.И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины… С. 227.

  28. Кабанов И.Г. (Ксенос). Цит. соч. С. 72.

  29. Иона (Курносый). История о бегствующем священстве… С. 185.

  30. Употребление хульного имени «раскольники» по отношению к истинным христианам всецело остается на совести прежде бывших писателей.

  31. Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. Кн. ѴПІ. СПб., 1863. С. 387-388.

  32. Кабанов И.Г. (Ксенос). Цит. соч. С. 72.

  33. Зеньковский С.А. Цит. соч. С. 432-433.

  34. Иона (Курносый). История о бегствующем священстве… С. 187.

  35. Петрухинцев Н. Разгром Ветки… С. 44.

  36. Лилеев М.И. Из истории раскола… С. 211.

  37. Там же. С. 212.

  38. Кабанов И.Г. (Ксенос). Цит. соч. С. 73.

  39. Зеньковский С.А. Цит. соч. С. 433.

  40. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. Т. I. СПб., 1868. С. 333 и ССГХѴПІ.

  41. Лилеев М.И. Из истории раскола… С. Зб7.

  42. Кабанов И.Г. (Ксенос). Цит. соч. С. 73.

  43. Киновия - общежительный монастырь.

  44. Мельников П.И. Цит. соч., С. 513.

  45. Лилеев М.И. Из истории раскола… С. Зб8.

  46. Мельников П.И. Цит. соч. С. 513.

  47. Лилеев М.И. Из истории раскола… С. Зб9.

  48. Варадинов Н.В. Цит. соч. С. 388.

  49. Мельников П.И. Цит. соч. С. 519.

  50. Кузьмич А.В. Из истории Лаврентьева монастыря// Старообрядчество как историко-культурный феномен. Гомель, 2003. С. 140.

  51. Там же.

  52. Субботин Н.И. История Белокриницкой иерархии. Т. I. М., 1874. С. 91-92.

  53. Мельников Ф.Е. Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 316.

  54. Нил Лаврентьевский. Произшествие господина Амвросия митрополита// Духовные ответы. Вып. VI. М., 1996. С. 46.

  55. Там же. С. 37-38.

  56. Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 227.

  57. Кузьмич А.В. Из истории Лаврентьева монастыря… С. 141.

  58. Мельников П.И. Цит. соч. С. 512.

  59. Лилеев М.И. Из истории раскола… С. 370.

  60. Альфа и Омега, в седмитолковом Апокалипсисе прореченная, от него же нечто на исправление братии прорек и седми церквам, сущим в Ассии Малороссийской // Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В. Кельсиевым. Вып. II. Лондон, 1861. С. 243.

  61. Зеленкова А.И. Старообрядцы деревни Крупец Добрушского района Гомельской области (на мате­риалах устной истории)// Старообрядчество как историко-культурный феномен. Гомель, 2003. С. 86.

  62. Мельников П.И. Цит. соч. С. 529.

  63. Там же. С. 524.

  64. Субботин Н.И. История Белокриницкой иерархии… С. 94.

  Яндекс.Метрика