Сквозь Готику, Барокко, Ренессанс… Рукописный шедевр из фондов Ветковского музея

Выставка действует с 25.09.20 в филиале Ветковского музея.

Часто ли мы встречаем манускрипты возрастом в 400 лет? Причём, даже не в музейных или монастырских сводах — а в обычном крестьянском доме? Такое невероятно, однако возможно «на Ветке» — особенно когда деревня называлась слободой, а в доме жили носители старообрядческой традиции. Так, ими, была спасена от сожжения и уничтожения и эта белорусская рукопись, Евангелие начала XVII в. Книга с трепетными бумажными листами, словно птица-ангел, миновала время: и пожары, и потопы сказывались на её страницах. Долетела до XXI в. и попала в Ветковский музей. Вот и сейчас, по ветхим листам с водяным знаком рыбы (бумага 1630-х г., ВКЛ), древним полууставом, якобы воины, движутся к нам из их великого похода буквы и слова, а ведут их заглавные буквы — инициалы… Вьются по ветру плюмажи-завитки, стелются под копыта ростки и стрелы… каждая заставка — якобы решетка-герса, приподнята над страницей. И концовка — два дракона с чешуйчатой кожей, поглощающие рыб, сами прорастают райским цветением. Готические, ренессансные, барочные черты сплелись в свободном декоре этой рукописи — и путь страны отозвался в сердце художника. Они же, как известно, бьются и через века — в его живых произведениях — поэтому и чувствуем мы отчаяние и восхищение в разговоре с мастером.

А вообще, откуда пошли драконы (минём брендовую историю про драконов) — какими путями пробрались они на белорусскую страницу, которую сберегают зубами и когтями? Вплоть до крылатых «Змиев» на коронах ветковских наличников-ставен. Проследить этот процесс приглашает очередная выставка Ветковского музея. Как всегда, она обещает открытия в собственной культуре: от варяжских змиев и романских зверей на капителях черниговских храмов — до барсов в стиле маньеризма на бронзовом подсвечнике того же XVII в. — такая вот «белорусская готика»!


Фотоотчёт с открытия 25 сентября 2020:

  Яндекс.Метрика