Афиша выставки «Всадник на огненном коне»

Символика огня в иконописи Ветки

Выставка действует с 12.03.21 в филиале Ветковского музея

«Огневидные и огнепальные» – многолетний авторский проект Ветковского музея (так называлась одна из глав книги 2002 г. «Ветковская икона»). Он посвящён образу огня в культуре Ветки: от трагической истории её сожжений и возрождений («Фениксу подобно», как пишет местная летопись) – до символики духовного огня, представленного в иконах ветковских мастеров. Вплоть до развития собственных иконографических изводов, типов, композиций. До любви Ветки к огнеликим героям и пылающему колориту.

В 2020 году в филиале музея в Гомеле была представлена выставка «Огневидная: тайна образа», посвящённая редчайшему изводу образа Богоматери с огненным ликом. Извод считается «одной из ветковских иконографий». Сегодня, здесь же, в зале «Шедевр», открывается очередная выставка проекта: «Всадник на огненном коне. Образ Архангела Михаила-воеводы».

Иконография посвящена последнему апокалиптическому бою Архангела с Сатаной. Возникла в 1550-е гг., после взятия Иоанном Грозным Казани. Образ Михаила-Архистратига-всадника был на царском знамени. Парадоксально сюжет царского патроната стал одним из любимых в старообрядческой среде: на Севере, в Поволжье, на Ветке.

Долгое время любовь старообрядцев к этому сюжету считалась выражением их ожиданий Конца Света и эсхатологического мировоззрения. Ветковская культура создала на тему битвы одну из самых радостных и победных композиций, актуализировав текст, сопровождающий изображённые события: «Врага скоро пленя… И погибе память его с шумом».

Михаил, «Всегда готов, храбрствуя», увлечённо вершит космологическую битву, но, при этом, обращается и к зрителю, вовлекая смотрящего в соприсутствие и сопереживание победного действа. Огенноликий, на огненном крылатом коне – он проскакивает на ветковских иконах в целом регистре поворотов и поз. Видна увлечённая работа иконописцев по освоению и воплощению образа.

Это «кинетическое представление» фигур, древнее «кино» пристально разбирается на выставке с семиотической точки зрения. В том числе, и с помощью векторной графики – за основу взята икона Ветковской школы XVIII в.

Помимо нескольких икон, прошедших музейную реставрацию, представлены редчайшие материалы: прориси (подлинные служебные рисунки иконописцев XVIII-XIX вв.), краски и инструменты.

В интерактивном ключе задана и та линия проекта, которую его авторы называют «С миру по Ветке», а именно, задействован ряд копийных объектов: ветковских икон «Михаила-воеводы», находящихся ныне в разных музейных и частных собраниях и представленных в интернет-ресурсах.

Facebook  vKontakte  Instagram
  Яндекс.Метрика