Афиша выставки "Всегда готов, храбрствуя… " в филиале Ветковского музея

Старообрядческая иконопись и уникальная коллекция прорисей XVII-XIX вв.

Выставка будет действовать с 28 февраля 2019 по 24 ноября 2019 в филиале Ветковского музея.

Ветковский музей обладает уникальной коллекцией прорисей — контурных рисунков, сделанных с оригинала и наносимых чаще всего путём процарапывания по левкасу на иконную доску. Прориси делались чаще всего в два цвета: чёрным прорисовывались очертания изображения, красным — пробела, охрение, движки. Известные подлинники содержали в себе целые собрания прорисей. Таковы — Строгановский лицевой подлинник и Сийский подлинник XVII в. Местный подлинник представлен на выставке.

В настоящий момент не представляется возможным точно ответить на вопрос, с какого времени в практике иконописцев стали появляться прориси. В фондах музея нет прорисей старше XVII в. Не исключено, что изобретение прорисей обязано своим появлением изобретению бумаги как универсального материала и было вызвано массовым спросом на иконную продукцию, когда возникла необходимость изготавливать одинаковые иконы по единым образцам. Поэтому вполне вероятно появление прорисей уже с XV в. в связи с распространением на Руси бумаги. В 43-й главе Стоглава (1551 г.) предлагается «писать образ по образу и по подобию по существу, смотря на образ древних живописцов, и знаменовати с добрых образцов». В данном контексте термин «писать» противопоставляется термину «знаменовати», который можно интерпретировать не только как «наносить контур» на самой иконе, но и как «делать рисунок, копировать», вид иконной прориси. В статьях В.Н. Лазарева высказываются предположения об использовании образцов иконографии на Руси уже в древнейший период и доказывается применение прорисей художниками круга Андрея Рублёва. Иконники-знаменщики весьма дорожили прорисями, которые упрощали подготовительный этап работы над иконой и содержали неизменный канонизированный иконографический образ.

Ветка, будучи центром старообрядчества беглопоповского толка, славилась далеко за своими пределами мастерами-иконописцами, давшими импульс возникновению и расцвету Ветковской школы иконописи, и вдохновляющей на появление в будущем иных локальных иконописных школ по всему миру, куда мигрировали местные мастера, куда перевозили готовые произведения сакрального искусства. Прорись, как часть технологического процесса рождения иконы, безусловно, символична сама по себе. Она дает возможность мастеру творить изнутри той мощной многовековой традиции, которая только и способна удержать и представить образ невидимого духовного мира, но при этом столь же реального, как и физический. Для сотворения иконы нужна не столько технология, хотя она важна и интересна, сколько литургические основания, приобщённость к церковному сообществу, общине, питание себя её токами и соками. Старообрядческие общины на Ветке имели свой уклад и строй жизни, который не смог не отразиться в иконописи, как и в самом процессе сотворения Ветковской иконы. Прорись представляла из себя воздушный обрис, очертания, которые облекались в плоть красочного слоя — и осуществлялось Богоявление!

Фотоотчёт с открытия

  Яндекс.Метрика