Старообрядческая иконопись и уникальная коллекция прорисей XVII-XIX вв.

Выставка будет действовать с 07.12.19 по 09.02.20 в Национальном художественном музее Республики Беларусь (г. Минск).

Название выставке дали строки из молитвы Ангелу Грозному, написанной на обгорелом листке XVII в. с прорисью архангела Михаила-воеводы.

Ветковский музей обладает уникальной коллекцией прорисей — контурных рисунков, скопированных с оригинальных икон. Их возраст охватывает историю крупного старообрядческого центра, известного как Ветка-Стародубье: от XVII по XX в. Сами же образцы могли быть и старше. Прориси делались в один-три цвета: чёрным прорисовывались контуры, красным и охряным — пробела, охрение, движки. Затем рисунки переводились на левкас иконной доски и процарапывались иглой-графьей. Собрание рисунков в виде книги составляло иконописный «подлинник». Древнюю традицию сохраняли старообрядцы. С XIX в. рисунки стали собирать коллекционеры (например, «Строгановский лицевой подлинник графа Строганова», 1869). Местный подлинник передавался по наследству иконописцами и никогда не публиковался. Он, а также уникальная рукопись «Гомельский толковый иконописный подлинник» представлены на выставке рядом с оригинальными материалами иконописания. Иконы воплощают образы святых мужей.

Две традиции старообрядческой иконописи — ветковская поповская и поморская беспоповская — представляют различие в отношении к чтимому образцу и в способах его воплощения. Парадокс: самый знаменитый поморский художник Гавриил Ефимович Фролов (1854–1930) происходит из слободы Митьковка Черниговской губернии, из самого старообрядческого «космоса» Ветки-Стародубья. Недаром иконы мастера есть в собрании Ветковского музея. История династии семьи Фроловых стала поводом для экспедиции музейных сотрудников в Эстонию.

В 43-й главе «Стоглава» (1551) предлагалось «писать образ по образу и по подобию по существу, смотря на образ древних живописцов, и знаменовати с добрых образцов». Прориси содержали неизменный канонизированный иконографический образ. Однако сравнение прорисей и икон ветковского и поморского письма представляет творческий процесс изнутри: живописные композиции по-разному и существенно развивают канонические образцы.

Ветка, достигнув расцвета в XVIII в., славилась мастерами-иконописцами далеко за своими пределами. Она вдохновила появление в будущем иных локальных иконописных школ «по всему старообрядческому миру», куда мигрировали местные мастера и перевозили готовые произведения сакрального искусства.

Прорись как часть технологического процесса рождения иконы, безусловно, символична сама по себе. Она дает возможность мастеру творить изнутри той мощной многовековой традиции, которая только и способна удержать и представить образ невидимого духовного мира, но при этом столь же реального, как и физический. Прорись представляла собой воздушный абрис, очертания, которые облекались иконописцем в плоть красочного слоя — и осуществлялось Богоявление!


Анонс:

6 декабря (пятница) 2019 в 17:00 в Национальном художественном музее Республики Беларусь (г. Минск) состоится открытие выставки «Всегда готов, храбрствуя ...». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII-XIX вв.

Это уже не первый раз когда Ветковский музей демонстрирует свои выставки в столице нашего государства. До сих пор выставка экспонировалась в филиале Ветковского музея в Гомеле. А сейчас, в течение почти двух месяцев минчане и гости столицы будут иметь интересную возможность ознакомиться с Ветковской школой иконописи и уникальной, единственной в Беларуси, коллекцией прорисей (контурных изображений, снятых с оригиналов икон), которой обладает Ветковский музей.

Ветка, достигнув расцвета в XVIII в., славилась мастерами-иконописцами далеко за своими пределами. Она вдохновила появление в будущем иных локальных иконописных школ «по всему старообрядческому миру», куда мигрировали местные мастера и перевозили готовые произведения сакрального искусства.

Прорись, как часть технологического процесса рождения иконы, безусловно, символична сама по себе. Она даёт возможность мастеру творить изнутри той мощной многовековой традиции, которая только и способна удержать и представить образ невидимого духовного мира, но при этом столь же реального, как и физический.

Посмотрите нашу фотогалерею

  Яндекс.Метрика