Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Ветка, Беларусь

Прошедшие выставки музея

Выставка «Муж. Мужчина. Воин» 2012

Иконописный образ в традиционной среде

Чудо Георгия о змие. XIX в.Слово ‘муж’ прежде означало мужчину. Понятия ‘мужество’, ‘мужаться’ обозначают волевые и нравственные качества. ‘Муж’ в браке – защитник семьи и родного дома. Традиции воспитания патриотизма – много веков. Издревле она аккумулируется в образах святых воинов. Отделённые друг от друга сотнями лет и тысячами километров они соприсутствуют в ней как «всё святое воинство». Само слово ‘подвиг’– христианского происхождения. Связь между реальным ратником и его небесным воином-заступником – в духовной силе, даруемой земному солдату: совершить «святое дело», превозмочь силы зла. Добровольный, собственный выбор – «даже и до крови», готовность к смерти за идею и свободу, одержание победы над духовным врагом, верность данному слову и Слову Божию – оказываются сильнее любого насилия. В XII – XIV веках возникает целый ряд святых воинов – воителей «за други своя». Идея национальной независимости рождается в крови и подвигах. Но для народной культуры победа - преодоление беды. Война как нарушение мирового порядка непременно должна быть уничтожена, а сам мир возвращается в круговорот созидания.

Сотни святых мужей встают в извечное коло-круг календаря земледельческого. Георгий-Победоносец отмыкает весеннюю землю, грозный Илья ведает погодой, Никола – отвращает беды и сам является идеалом мужчины – хозяина, мужа, отца, патроном мастерства – ремесел и земледелия, защитником вдов и детей.

Власий помогает сохранять стадо, Флор и Лавр – пасут коней. Иоанну Богослову молятся об овладении искусством иконописания, Козьме и Демьяну – об изучении грамоты.

Мужским образом благословляли рождение мальчика и брак юноши, с ним уходил старик в последний путь. Каким «мужским» иконам молились в простых деревенских домах? Как формировались идеалы мужского характера в душах мальчиков, юношей? Наличие именно местных традиций и есть доказательство того, что это – настоящий живой духовный процесс. А поставить перед собой эти и подобные этим вопросы, попытаться всмотреться, вслушаться, увидеть и отыскать ответы на них дает возможность наша выставка, на которую мы вас и приглашаем…

1. «Георгий Победоносец и все святое воинство». Образы святых воинов в традиционной культуре, народном календаре и воинская история. Совместно с ГОКМ. Ветка. Выставочный зал Ветковского музея. 1995г.
2. «Георгий Победоносец и все святое воинство». Образы святых воинов в традиционной культуре, народном календаре и воинская история. Могилёв, областной краеведческий музей. 1998г.
3. «Георгий Победоносец и все святое воинство». Образы святых воинов в традиционной культуре, народном календаре и воинская история. Витебск, Областной краеведческий музей (с привлечением экспонатов ВОКМ). Презентация на Славянском Базаре.2000г.
4. «Георгий Победоносец и все святое воинство». Филиал Ветковского музея в г. Гомеле. 2002г.
5. «Георгий Победоносец и его святое воинство». Минск, Национальный музей истории и культуры. 2005г.
6. Святое воинство (образ святого воина в традиционной народной культуре). Гомель, Музей военной славы. 5.05.-30.05.2007; Бобруйск, выставочный зал. 22.08-5.10.2007.
7. «Муж, мужчина, воин» (Образ воина, мужчины в старообрядческой иконописи). Гомель, филиал ВМНТ. 2010г.
8. «Муж, мужчина, воин» (Образ воина, мужчины в старообрядческой иконописи). Национальный Полоцкий историко-культурный музей заповедник (Художественная галерея). 2010г.

Метки:выставка

Посмотрите нашу фотогалерею

Copyright © «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» г. Ветка, Беларусь - 2013-2019.
Все права защищены. Копирование материалов разрешено только со ссылкой на сайт-источник.