Белорусские иконы 17-20 веков. из фондов Ветковского музея народного искусства

Иконы, представленные на выставке, в основном происходят из поселков Ветковского района и относятся к XVIII - началу XX веков. Это связано не столько с периферийностью местной культуры позднего средневековья и современности, сколько со сложностью религиозных обстоятельств в нашем регионе и, самое главное, с судьбой поселений, переживших войны и пожары прошлого века. Историческое и конфессиональное разнообразие культурных традиций и связей в регионе привело к существованию необычайного разнообразия иконографии в иконографии, технике и стиле. В них отчетливо отражены этапы процесса взаимодействия православной иконописи с западноевропейской живописью. Наиболее последовательно это происходило в униатском искусстве: канонические сюжеты приобрели этнографический характер, сопровождались повседневными деталями, переосмысливая достоинства живописи.

В качестве образцов композиций широко использовались гравюры из белорусских и украинских печатных изданий. Перед нами массивные и спокойные, эпические обобщенные образы народных святых - покровителей земледелия и домашнего ремесла. Иконы, написанные сельскими мастерами, показывают наследие белорусской школы иконописи с ее ренессансными чертами или традицию сарматского портрета.

Традиция золотого тиснения левши восходит к той эпохе, которая сохранилась в иконах школы иконописи Бабичи до конца XIX века, хотя и в упрощенном варианте. Так называемые иконы Бабичи (названные в честь села Бабичи Чечерского района, где, по воспоминаниям жителей, давно написаны характерные произведения и где отмечены имена последних мастеров), объединены системой технологических и художественных приемов. Есть как каноническое православное, так и западноевропейское происхождение.

Традиции эпохи барокко прослеживаются в иконах на темном фоне с импульсивной манерой написания лиц и фигур. для которых их работы были предназначены.

История иконописных традиций Гомельской области неразрывно связана с историей храмов, большинство из которых были разрушены и оставлены без внимания в ходе борьбы с религией. Эта выставка - попытка вспомнить потерянное и вернуться к спасённому.

  Яндекс.Метрика